Найти тему
Ваши Новости

Зачем Лукашенко помчался на поклон к Си Цзиньпину?

Похоже, практика «параллельных» визитов входит в дипломатический обиход. Помните визит президента Украины Владимира Зеленского в Вашингтон в конце прошлого года? С российской стороны тогда зампред Совбеза Дмитрий Медведев синхронно посетил Китай, где встретился с его лидером Си Цзиньпином, чтобы, по словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, передать некое послание от Владимира Путина. И вот опять: госсекретарь США Энтони Блинкен отправился в Среднюю Азию, а в Китай полетел президент Белоруссии Александр Лукашенко. Неужели чтобы передать товарищу Си очередное послание от Владимира Владимировича?

Ну если смотреть по аналогии – исключать этого нельзя, а на фоне слухов о готовности Пекина предоставить РФ артиллерию и беспилотники, тема напрашивается сама собой. Тем более что Штаты говорили об этом прямо и без обиняков: «Президент Беларуси Александр Лукашенко планирует встретиться с Си Цзиньпином, возможно, для оказания помощи России и Китаю в обходе санкций на фоне сообщений о том, что Китай серьезно рассматривает возможность отправки России летальной помощи», – сообщил американский аналитический центр «Институт изучения войны» (ISW) накануне визита белорусского лидера в Пекин. Тут не лишним будет вспомнить и реакцию США на мирный план КНР: «Китай совсем не справедливый посредник между Россией и Украиной. Мы ясно видим его на стороне России, и тот факт, что завтра Китай принимает у себя президента Беларуси, также доказывает это», – заявил советник Белого дома по нацбезопасности Джон Кирби на брифинге в минувший понедельник.

«Как раз в преддверии этого визита Запад весьма жестко начал предупреждать Китай от любых попыток прямых или косвенных поставок вооружений России. Китайцы возмущенно заявили, что не собираются ничем таким заниматься, и вообще – они суверенная страна и нечего тут указывать. С другой стороны, у Китая есть прекрасная возможность получить управляемого прокси-сателлита, целиком зависимого от него, в лице Кремля. Почему бы не воспользоваться таким удобным моментом?» – рассуждает в своем телеграм-канале политический обозреватель Анатолий Несмиян.

И в самом деле – почему? Вроде все сходится. Только тут надо держать в голове, что Александр Григорьевич – это далеко не Дмитрий Анатольевич. Александр Григорьевич не будет «подрабатывать» почтальоном в интересах Кремля. По той простой причине, что он блюдет только одни интересы – свои собственные. И ничьи больше.

Да, Лукашенко позиционирует себя как союзник РФ. Но разве Белоруссия присоединилась к СВО, выступив на стороне России? Даже близко такого нет. Как и подвижек объединения в Союзное государство, о котором еще несколько лет назад ходили настойчивые слухи. Да что там несколько лет назад? Что сказал Лукашенко по поводу якобы объединения России и Белоруссии к 2030 году? А сказал он следующее: «Нас просто хотят еще раз разрубить. Поэтому возникла эта тема. Ничего живого в этом нет. Мою позицию вы знаете, она неизменна: мы независимое суверенное государство». Впрочем, о Союзном государстве можно даже не вспоминать – есть истории и более близкие и актуальные. Что, Александр Григорьевич признал Крым после того, как туда наконец-таки зашли крупнейшие российские компании наподобие Сбербанка? А ведь клялся и божился, что признает, как такое случится.

Так что в то, что Лукашенко выполняет роль посыльного, действуя в интересах РФ, – в это не верится совершенно. Скорее, наоборот: Александр Григорьевич пытается заручиться поддержкой Китая, чтобы сократить свою зависимость от Кремля. Об этом, в частности, говорит его поддержка китайского мирного плана: «Сегодняшняя встреча проходит в очень непростое время, требующее новых нестандартных подходов и ответственных политических решений. Они должны быть направлены прежде всего на недопущение скатывания к глобальному противостоянию, в котором не будет победителей. Вы об этом четко, однозначно, пунктуально недавно заявили, обращаясь к мировому сообществу. Именно поэтому Беларусь активно выступает с предложениями о мире, всецело поддерживает выдвинутую Вами инициативу о международной безопасности»,– заявил Лукашенко на встрече с Си.

И вот это действительно любопытно, поскольку, согласно официальной позиции Кремля, мирные инициативы Китая нуждаются в некоторой доработке. То есть Александр Григорьевич идет против Кремля. Почему? Очень просто: поддерживая мирный план Пекина, Лукашенко как бы страхуется на случай «объединения» с РФ, если там решат очень сильно надавить на Александра Григорьевича (по сути, он повторяет действия самого Китая, ибо его план в большей степени рассчитан на саму КНР в случае актуализации «тайваньского кейса»). «Там, ко всему прочему, есть и принцип нерушимости границ, и неприкосновенности суверенитета. Можно подумать, что это про Украину, но для Лукашенко в первую очередь эти принципы касаются Белоруссии. Ему нужен аргумент в разговорах в Кремле. Поэтому неоднократно упоминаемый Лукашенко принцип суверенитета Белоруссии – это явный посыл в адрес образования Союзного государства, которое трактуется в Москве и Минске сильно по-разному. Москва видит Союзное государство как инструмент поглощения, для Лукашенко такой подход означает личное банкротство. Отсюда и его бесконечное лавирование. Теперь у него есть ссылка на Китай, что делает его позиции несколько крепче», – отмечает Несмиян.

Вполне вероятно, что этим суть договоренностей между Лукашенко и Си не исчерпывается: только ради того, чтобы высказаться в пользу мирной инициативы Пекина, туда мотаться не было никакого резона. Должно было быть что-то еще. Например: «Лукашенко во время встречи с председателем КНР Си обсудит ситуацию на Украине и заручится поддержкой Пекина в сохранении суверенитета Беларуси. Минск и Пекин технически обсудили программу финансовой помощи Беларуси. Кроме того, как говорит источник, Лукашенко привез план возобновления европейского транзита под гарантии Пекина. План предусматривает изменения политической конфигурации системы власти и сохранения контроля ситуации за семьей Лукашенко. По словам участника делегации, Минск хотел бы возобновить диалог с ЕС по транзиту товаров при содействии Пекина. Кроме того, председатель Си во время визита в Москву должен потребовать от Кремля ослабить контроль за Беларусью и обеспечить трансконтинентальный транзит товаров», – пишет телеграм-канал «Брифинг».

И вот это да, похоже на правду. То, что Лукашенко хочет вернуть (хотя бы частично) утраченные позиции,– звучит вполне логично. И в духе Александра Григорьевича: провернуть что-нибудь эдакое, чтобы ослабить хватку Кремля, которая – во время белорусских протестов, вызванных чудовищной фальсификацией на президентских выборах, – едва не стала железной. И в данном случае ключевым является слово «едва». Как показывает опыт, Александру Григорьевичу и тут удалось вывернуться. И чем дальше, тем выше уровень субъектности, который демонстрирует белорусский лидер. И это при том, что экономика Белоруссии критически зависит от тех кредитов/дотаций, что дает Кремль, понимая, что даже за липовых союзников надо платить. И коли так, так почему же не брать, параллельно выстраивая такую позицию, при которой он становится недосягаемым для Кремля? – вот в этом, думается, и заключается логика Александра Григорьевича. Которую и подтверждает его встреча с Си Цзиньпином.

Алексей Мошков