Собственно, да, моё поколение ещё прекрасно помнит «окончание Холодной войны». Потом оказалось, что всё не так просто, потом оказалось, что Россия (с точки зрения Запада) эту войну проиграла и заслуживает соответствующего отношения.
А как красиво нас в 80-е агитировали «за мир и дружбу» с Западом. То есть нам изначально рекламировали немого не тот товар, который собирались продать. Готовилась полная капитуляция, но спорить с этим было категорически невозможно, потому как любой «спорщик» автоматически превращался в сторонника «ядерного взрыва». А «горбачёвцы» пели о сладком мире и дружбе.
Я же говорю, проблема в том, что мир и капитуляция - очень разные вещи, обсуждалось одно, а по факту реализовывалось совсем другое. Вы же хотели дружбы с Западом? Хотели? А то что на практике — ну это совсем другой вопрос. И вообще СССР был нежизнеспособен.
И вот когда сейчас некоторые «продвинутые» граждане агитируют за «мир с Украиной», то проблема как раз в этом: они не всё говорят. Совсем не всё. Они как бы не конкретизируют очень многие спорные моменты.
Это как с окончанием Холодной войны. На Западе это вызывает только положительные эмоции именно потому, что это было не просто окончание, а полная и безоговорочная капитуляция СССР. Потому и праздник. В СССР окончание Холодной войны для многих стало не праздником, а трагедией, но это же их проблемы?
То есть чтобы «не омрачать праздник» судьбу миллионов и десятков миллионов людей, чьи судьбы были искалечены распадом СССР рассматривать не принято никак. Зато кто-то получил возможность съездить на Запад, пожрать гамбургер и запить его Кока-Колой. И вот это принято подчёркивать. Жирно подчёркивать.
Дескать, до 1991-го выехать из СССР было невозможно (запрещено!), а тут вот стало возможно. И это здорово и ради этого стоит жить. И умирать тоже стоит.
Собственно, внутри СССР в его крахе была заинтересована очень узкая, но энергичная прослойка граждан, из которых и принято изображать «типичных граждан». Да нет, совсем не типичными они были.
Новая Россия никак не может вписаться в современный мир и достичь внутреннего гражданского согласия именно как результат величайшей сделки Горбачёва: супердержава в обмен на гамбургер.
В итоге на Западе нас никто уважать не хочет, разговаривать всерьёз не готов, и ждут бесконечных капитуляций, что полностью обнуляет нашу внешнюю политику. В конце концов чтобы подписать очередную капитуляцию дипломатического образования можно и не иметь.
А внутри страны достичь какого-то консенсуса невозможно потому что энергичная группка граждан решила, что вся громадная страна должна просто умереть за их частный интерес. А их основной интерес, условно говоря, «съездить на Запад и спокойно пожрать гамбургер». В понятие «гамбургер» включаются понятно и счета, и виллы, и яхты… и колониальный статус России.
Ради «гамбургера» они готовы на всё и даже больше чем об этом писал Маркс. В конце 80-х/начале 90-х нам много и красиво обещали самые разнообразные «рыночные чудеса». В конечном итоге все чудеса свелись к наличию вот этого самого класса «прошаренных граждан» и наличию у них «недвиги на Западе». И вот за это всё мы и должны сражаться ближайшие 100 лет.
Понятно, что подавляющей части населения это как-то грубо говоря мало интересно. И тут начинаются серьёзные внутриполитические проблемы.
То есть да, интересы граждан, живущих в России, и интересы граждан России за счёт России живущих на Западе не просто различны, он как бы антагонистичны.
И да, мощная «партия мира» может быть проименована, как «партия зарубежных счетов и недвиги». И понятно, что они изо всех сил борются за её сохранение. А как же иначе?
Странная штука жизнь: после 1991-го открылись границы и миллионы бывших советских граждан уехали за рубеж, в том числе в Европу. Обосновались там, и в общем Холодная война как бы закончилась… но НАТО никуда не делось, как и ненависть к России и русским. Но появился ультраактивный класс россиян, заточенный на «дружбу с Западом». Любой ценой и на любых условиях.
И это вроде бы неплохо… но даже в той самой Европе ультраактивного класса европейцев, заточенных на дружбу с Россией как-то не возникло. То есть вообще нет. Деньги в России они зарабатывать согласны, а вот какие-то обязательства иметь перед Россией — совсем другой вопрос…
То есть на Западе «на мир» готовы буквально завтра. Как? Ну… на условиях капитуляции России, а вы что подумали?
Вообще первым и главным условием мира со стороны России было бы полное снятие санкций, но как мы понимаем, это сегодня даже теоретически невозможно и никто это на Западе не обсуждает. Странная эта история с санкциями, они вводились вроде как в рамках конфликта по Украине, но в случае внезапного замирения на Украине никто их снимать не будет.
Это как с санкциями против СССР за ограничения на выезд евреев, когда не только после полного разрешения, но и после краха СССР никто этих санкций не снял.
То есть, внимание, нет не только ограничения на выезд, но и сам СССР растворился в сиреневом тумане… Но санкций никто не снял.
Ещё и ещё раз: даже если завтра «Россия выведет войска с Украины», то санкционная ситуация не вернётся в 2013-ый. Это невозможно чисто теоретически. Тогда о каком мире мы можем говорить?
Санкции незаконны? Да безусловно! Но рассматривать ситуацию надо в комплексе. Именно подчёркивать, что санкции — это часть конфликта (сам Запад так подавал ситуацию), а раз их отменить невозможно, то и невозможно этот конфликт завершить.
«Мы посмотрим» — это не решение.
Санкционная политика Запада в отношение России приобрела абсолютно необратимый характер. Это факт. О каком мире может идти речь? Почему-то говоря о мире на Западе рассматривают только шаги России. Но «чтобы танцевать танго нужны двое».
Что Запад готов сделать для прекращения конфликта? Усиливать санкции и поставлять оружие на Украину? Ну в общем-то так.
Понимаете, в момент «игнора» Минских соглашений Украиной при поддержке Запада был безвозвратно упущен момент, когда «мир» (пусть кривой и косой) ещё был возможен.
Можно долго критиковать Минские соглашения — но это был самый последний шанс на мир. Если вы не выбираете его… единственная альтернатива — военный конфликт.
То есть в тот самый момент, когда на Минских соглашениях Украиной был поставлен жирный крест, военный конфликт стал абсолютно неизбежен.
То есть после того, политическая ситуация резко ухудшилась и мир стал технически невозможен. Запад официально поставляет Украине оружие для атаки на Россию, а Украина официально заявляет, что будет бить по всей территории России.
На этой самой базе говорить о каких-то мирных инициативах достаточно странно.
Ещё раз: Минские соглашения — это был последний шанс для мира. Его использовать не захотели. Сейчас любые переговоры абсолютно бессмысленны. Потому как позиции сторон разошлись ещё дальше. Финляндия и Швеция вступают в НАТО, например, или это тоже «можно отыграть назад»?
Нет, если вы под словом «мир» подразумеваете капитуляцию, то тогда конечно. Вот тогда всё возможно, но надо просто называть вещи своими именами. Готовности и желания же идти на какие-то уступки в Европе нет принципиально (даже в Европе), что и обуславливает затяжку военного конфликта.
Проблема наших доморощенных «любителей мира» как раз в том, что у них «нет аналогов» на Западе. Там хотят военного поражения России.
Так что непримиримость сторон такова, что Евгений Пригожин с его оценками продолжительности конфликта в чём-то и прав.