Найти тему
Контур.Школа

Как стать продуктовым аналитиком

Продуктовый аналитик — ключ к принятию решений, основанных на данных. Он переводит метрики на язык бизнеса и помогает создавать и развивать проект, опираясь на точные данные. И неплохо на этом зарабатывает.

Чтобы бизнес получал больше прибыли и наращивал преимущества, каждое изменение должно быть осознанным. В этом помогает продуктовый аналитик. Он погружается в базу данных, находит в ней закономерности и предлагает способы превратить их в прибыль. Расскажем, как это работает и как стать аналитиком.

Текст проверила и прокомментировала продуктовый аналитик Контура Алена Лихоперская.

Что такое продуктовая аналитика

Со временем у цифровизированных компаний — как правило, это банки, электронная коммерция, образовательные проекты, логистика и телеком — накапливается массивная база данных о клиентах, времени использования продуктов, причинах отказа и многом другом. Чтобы информация приносила пользу, с ней работают продуктовые аналитики.

Продуктовый аналитик делает так, чтобы собранная бизнесом информация приносила прибыль.

Допустим, интернет-магазин планирует изменить элементы дизайна, чтобы посетители чаще совершали покупки. В этом случае продуктовый аналитик изучает поведение пользователей: на что чаще кликали, какие элементы привлекали больше внимания, какие маршруты навигации по сайту использовали чаще и многое другое. На основе исследования выдвигаются гипотезы по изменению интернет-магазина.

-2

«Продуктовый аналитик помогает бизнесу разобраться с большими данными — увидеть в них смысл и сделать верные выводы. Это прикладная специальность, ведь никто не будет платить зарплату просто за сбор информации. Важнее найти в ней точки роста: привлекать больше пользователей, сделать так, чтобы платящие клиенты оставались с компанией дольше, и, что немаловажно, прогнозировать финансовые результаты проекта».

Алена Лихоперская, продуктовый аналитик Контура

Чтобы стать продуктовым аналитиком, нужны компетенции на стыке маркетинга, экономики и программирования. Стоит понимать: работа с данными — новая профессия, ее границы до конца не очерчены. Можно сказать, что она существует на стыке двух специальностей: бизнес-аналитики и Data Science.

-3

Может показаться, что продуктовая аналитика нужна только онлайн-проектам, но это не так. Офлайн-бизнес также использует данные для принятия решений. Допустим, сеть розничных магазинов способна собирать информацию через CRM. Как минимум это поможет прогнозировать спрос и персонализировать маркетинг.

Кто может стать продуктовым аналитиком

В профессии есть одно жесткое требование — склонность к аналитическому мышлению. Придется постоянно погружаться в массивы информации, смотреть на них комплексно. Если вид таблицы Excel вызывает панический страх, вероятно, стоит заняться чем-то другим. В остальном двери в профессию открыты практически для всех.

Большинство российских продуктовых аналитиков пришли в профессию без профильного образования.

Обратимся к совместному проекту «Нормальных исследований», New.HR и GeekJob.ru. Компании исследовали рынок специалистов, которые помогают бизнесу принимать решения на основе данных: Data Scientists, продуктовые и маркетинговые аналитики. Наибольший интерес вызывает бэкграунд таких специалистов.

Бэкграунд аналитиков

33% Целенаправленно учились на аналитиков 15% Разработчики 6% Маркетологи 5% Менеджеры проектов 4% Консультанты 3% Научные сотрудники 34% Другие профессии

Каждый четвертый специалист обладает специализацией, далекой от профессии. У 6% нет высшего образования, что не мешает занимать руководящие должности.

-4

«Полтора года назад я работала с зарубежными рынками: выводила на них продукты Контура и проверяла гипотезы по созданию новых предложений. Честно, не представляла, кто такой продуктовый аналитик, чем он занимается. Однако в одном из подразделений Контура понадобился аналитик, мне показалось это интересным. Я изучила отдельные курсы, разобралась в SQL и пришла на стажировку в корпоративный Центр бизнес-аналитики. Здесь работаю и сейчас».

Алена Лихоперская, продуктовый аналитик Контура

У большинства работодателей нет обязательных требований к профильному образованию, если речь идет об аналитиках начального уровня. Для них важнее опыт, чтобы кандидат разбирался в бизнес-процессах и генерации прибыли. Иными словами, стать продуктовым аналитиком может практически любой специалист.

Чем занимается продуктовый аналитик

Аналитика уместно сравнить с врачом, обслуживающим одного пациента. У него постоянно появляются новые симптомы, причины которых нужно диагностировать и предложить лечение. После аналитик следит за результатом, корректирует курс «лечения» и смотрит, что еще сделать лучше.

-5

Логика процесса HADI-циклов

Глобально работа строится по HADI-циклам — потоку гипотез и их проверке. Данных много, поэтому после одной гипотезы обязательно идет другая.

Если смотреть на работу с точки зрения задач, выделим 3 направления:

  1. Определить действия и параметры пользователей для отслеживания. Чтобы выстроить гипотезу или оценить проблему, нужна не вся информация. Допустим, для приложения отслеживают количество уникальных пользователей за сутки, степень вовлеченности и среднюю прибыль с одного платящего клиента.
  2. Пример визуализации гипотез продуктовой аналитики, представленный компанией «Авито» на отраслевой конференцииНастроить сбор релевантной информации. Это одно из условий успешной проверки гипотезы, ведь ее надо с чем-то сравнивать.
-6
  1. Визуализация для принятия решений. Сюда входят отчеты, графики и другие наглядные изображения, ведь гипотезу надо верно подать руководству. Они же не будут два часа изучать Excel с выборкой, верно? У всех компаний своя визуализация. Выше привели пример «Авито».

Так и проходят будни аналитика: собираются данные, анализируются, строится гипотеза, потом она презентуется, проверяется и так по кругу.

Приглашаем на курс Контур.Школы «Продуктовая аналитика с нуля»:

  • Вы познакомитесь с целями и задачами продуктовой аналитики в маркетинге
  • Получите понимание бизнес‑контекста, в котором работают продуктовые аналитики
  • Научитесь строить отчеты на платформе Power BI
  • Изучите основы языка SQL для работы с базами данных
  • Разберетесь в основах системной аналитики и аналитики бизнес‑процессов

Узнать подробнее

Зарплата продуктовых аналитиков

Зарплата продуктовых аналитиков зависит от опыта, технических навыков и погружения в базу данных. Обычно это оклад плюс бонусная надбавка, в которую закладывают достижение KPI — их привязывают к конкретным задачам.

Допустим, есть задача повысить коэффициент удержания пользователя. Продуктовый аналитик выстраивает гипотезу по достижению цели и исследует базы данных. Возможно, пользователей отпугивают конкретные элементы интерфейса. Аналитик предлагает внести изменения, а после поведение клиентов замеряют заново. Если стало лучше, гипотеза верна. Если нет, решение ищут дальше.

Зарплата даже начинающих продуктовых аналитиков выше средней по России. Плюс большинство компаний предлагают бонусы вроде оплачиваемых обедов и спортзала.

Мы изучили предложения на HeadHunter, SuperJob и Careerspace и выделили такие градации:

Должность Опыт на позиции Зарплата в месяц Навыки Junior 2 года 60 000–80 000 ₽

  • Сбор и сортировка данных
  • Базовые исследования
  • Трактовка потока данных и формирование гипотез по их использованию
  • Простые запросы в SQL
  • Работа с Excel на базовом уровне

Middle 2–3 года 100 000–180 000 ₽ Выполняет функции Junior, но глубже погружен в бизнес-процесс, владеет инструментами на более высоком уровне. Действует самостоятельно и умеет адаптировать гипотезы к бизнес-задачам Senior 3–4 года 180 000–300 000 ₽ Прекрасно владеет техническими инструментами, ориентируется в метриках и сложных запросах в SQL. Взаимодействует со смежными подразделениями компании Руководитель отдела аналитики (team lead) 4+ года 300 000+ ₽ Определяет, в какую сторону будут «копать» другие аналитики. Главная задача — сделать базу данных точкой роста для компании

На основе вакансий, опубликованных на HeadHunter, SuperJob и Careerspace

  📷
📷

Продуктовые аналитики ценятся на рынке, ведь они помогают объективно оценить состояние проекта, найти точки роста и дыры, которые нужно срочно залатать. Технически это можно сделать и без них, но процесс займет больше времени. Также без аналитиков компании сложнее монетизировать собранные данные.

Инструменты продуктового аналитика

Разберемся, что понадобится в работе.

Excel, куда без него

Большинство отчетов выполняется в Excel, особенно начинающими продуктовыми аналитиками. Также Excel позволяет формировать сводные таблицы, автоматизировать задачи через макросы, настраивать визуализацию с помощью VBA и многое другое.

Excel — гибкий и понятный инструмент. Если отчет нужен здесь и сейчас, его проще сделать в таблицах.

Умение писать базовые запросы в SQL

SQL — язык запросов, созданный, чтобы получать из базы данных необходимую информацию. Поиск информации в Google и Яндекс — тоже модель использования языка запросов.

Знание SQL обязательно для продуктового аналитика, ведь без него специалист зависит от программистов и не может самостоятельно получать и обрабатывать данные.

Знание языков R и Python

В объявлениях о вакансиях помимо SQL упоминается R и Python. На начальных позициях их знание необязательно, хотя и считается преимуществом. Начиная со среднего уровня понимание R и Python обязательно.

Дело вот в чем: R и Python позволяют работать с данными глубже, чем на уровне базовых запросов и операций. В комплексных статистических анализах без этих языков делать нечего.

Продвинутая визуализация

-8

Пример визуализации в Tableau. Изображение habr.com

Google Analytics, Tableau, Amplitude или Power BI — все это отличные инструменты для визуализации работы. Да, Excel прекрасно показывает себя на быстрых встречах с коллегами, но если предстоит презентовать работу руководству, лучше иметь более маневренный инструмент.

Смотрите бесплатный вебинар Контур.Школы «Как делать красивые и понятные диаграммы, чтобы донести информацию и достичь цели».

Знание маркетинговых и продуктовых метрик

Конечный результат работы аналитика — улучшение маркетинговых показателей. Если специалист не знает, что такое LTV, CAC и конверсия, то он просто «потеряется». У каждой компании свои бизнес-модели и придется в них погружаться с первого дня работы. Учить отличие маржи от рентабельности времени не будет.

Где учиться на продуктового аналитика

В Контур.Школе есть курс «Продуктовая аналитика с нуля». Он поможет погрузиться в профессию, получить ценные навыки работы с данными, чтобы улучшать продукты и оптимизировать бизнес-процессы в компании.

Участники курса:

  • познакомятся с целями и задачами продуктовой аналитики в маркетинге;
  • изучат основы языка SQL для работы с базами данных;
  • научатся строить отчеты на платформах визуализации;
  • познакомятся с основами работы в Excel;
  • поймут, как выстраивать продуктовые гипотезы и проверять их.

Подробная программа курса доступна на странице.

-9

«Как понять, что вам подходит продуктовая аналитика? Найдите человека, который занимается этим хотя бы полгода, и поговорите с ним. Это сформирует верные ожидания от профессии. Также в интернете есть бесплатные тренажеры по SQL и Python. Попробуйте поработать в них. Если понимаете, что нравится, новое направление точно стоит попробовать».

Алена Лихоперская, продуктовый аналитик Контура