Найти тему

Снова об архетипах: Герой

Продолжаем разговор об архетипах. На этот раз рассказываем о самом, с первого взгляда, очевидном. Особенно когда речь о литературе для подростков. Это, конечно, Герой. Герой – тот, без которого ничего бы не было. То есть, тот, кто чем-то выделяется среди тех, кто готов жить тихо-мирно, ничего не меняя, потому что... собственно, это «потому что» и делает персонаж героем. Они – те, кто меняет реальность.

Но архетип Героя – не то же самое, что главный герой истории.

Шекспир недаром говорил – весь мир театр, люди в нём актёры. Больше об архетипах и ролях, которые мы играем в книгах и в реальной жизни вы найдёте в книге «Театр. Театральный словарь с историями и заданиями», а мы пока расскажем об архетипе героя на примере книг.

Так вот, чтобы стать героем, недостаточно быть главным героем. Герой – тот, из-за кого всё поменялось. А ещё – и это одна из черт современной литературы для детей – главных героев может быть несколько. В прошлый раз мы упоминали книгу Светланы Ларовой «Трилобиты не виноваты», так там главных героев целых пять! А вот архетип Героя представляет только один, прямодушный филантроп Изя. Это большой, крупнее всех раза в два с лишним, трилобит, потомок царского рода Изотелусов Рексов.

-2

Дело не в размере. «Прямодушный филантроп» – тот, кто гарантированно нарвётся на неприятности, но, скорее всего, с честью из них выйдет, хотя и устроит своим близким множество пробл... приключений. Честность, доброта и решительность – как раз такие качества. Это они делают Героя.

Кстати, к Архетипу героя относится и Федя Летний из «Импровизаторов. Саквояж мадам Ренар» (эту книгу мы тоже уже упоминали в прошлый раз). С первого взгляда этот слишком решительный человек – делатель проблем. Это отрицательная сторона одного из воплощений Героя – Искатель Приключений. В таком почти чистом виде Герой в современной литературе встречается довольно редко.

-3

А всё почему? Да потому, что другая её черта – критическое мышление. Мы переосмыляем сегодня то, что вчера казалось безусловным и просто принималось на веру. Поэтому часто бывает, что Героя как такового в книге нет, а есть целая компания. А всё почему? Да потому, что таким образом мы учимся смотреть на события с разных точек зрения.

Например, герои Давиде Морозинотто в его книге «Знаменитый каталог «”Уокер&Даун”»: четвёрка друзей Те Труа, Эдди, Жюли и Тит. Если попробовать выделить из них того самого Героя, то мы увидим, что их нет. Те Труа, чей голос рассказывает нам эту историю, представляет собой тип Очевидца, вовлечённого в события (такая роль, например, у доктора Уотсона в книгах о Шерлоке Холмсе). Эдди – представляет архетип Умника (носитель рационального начала, мы о нём расскажем в следующий раз), а вот Жюли – Мятежница, ещё одно из воплощений Героя.

-4

Приключенческий роман как будто бы сохраняет традиционное разделение ролей, но уже менее категоричен и предоставляет нам оценить каждого из героев на более сложном уровне. Ведь и в реальной жизни мы можем оказаться в разных ролях – в зависимости от обстоятельств, окружения и цели. Архетип и есть наша роль.

Не так уж просто понять, кто «во всём виноват», когда главных героев – три или даже пять. Но вот что хорошо, так это обратить внимание на то, как по-разному может быть представлен один и тот же архетип в разных персонажах.

Например, в динамичной история Марьолейн Хоф «Мыши, пули и собаки» Герой представлен аж двумя воплощениями: Кик, которая ищет путь не потерять папу – Мятежница, как и её мама. Оба персонажа, взрослый и ребёнок, отважны, решительны и выбирают свой путь сами. Мама на своём примере ещё и обучает Кик, как справляться с неизбежным эмоциональным напряжением. А папа, из-за которого все волнуются, надеются и ждут, а Кик даже решается на жертвоприношение – Искатель Приключений. Это о нём бабушка будет ворчать – как это безответственно выбрать стезю подвигов (папа – военный врач), вместо того, чтобы заботиться о семье. Этот сложный выбор – главный маркер архетипа Героя.

-5

К архетипу Героя относятся практически все главные действующие лица серии «История в истории»: чаще всего это те, кто потерял уже столько, что больше нечего терять. Рыжая колдунья Мирелла, вступившая в поединок со Смертью в книге Флор Веско; очень похожая на неё Аулия из романа Вероники Мургия, рискнувшая полюбить чужеземца, навлёкшая на себя проклятие отца и подарившая свободу своему пустынному народу, который не мог даже поверить в существование моря; а вот Зиссель из книги Сёльмы Норт «Царская дочь» превращает свою слабость в силу и открывает свою истинную сущность. Все три заодно и Чародейки – и это тоже может быть одной из разновидностей Героя. А может и не быть! Фокус? Нет, всё просто: чтобы быть Героем, нужно сталкиваться с вызовом, принимать его и выигрывать. Магия здесь – только способ обрести себя. Это и есть та функция, которую выполняет Герой для читателя.

Скажем, принц Флорин из романа Лили Талль «Мим» не наделён магией. Перед нами снова Герой в чистом виде. В отличие от Мятежниц и Чародеек он просто сталкивается с необходимостью пройти через унижения. Принц, ставший шутом для короля враждебного государства – шутка ли.

-7

Ситуация представляется совершенно безнадёжной, и всё-таки юноша проходит через все испытания, храня в сердце то главное, что делает его человеком. Кстати, это именно то, от чего отказался нарушивший договор о мире король: для него честность – просто проигрыш. То, что обеспечивает проблемы. Ну, а благородство и вовсе неуместная роскошь, удел дураков.

Итак, это снова Герой в чистом виде. На этот раз даже без авантюрной сущности, в духе самого что ни на есть старинного романа. Ещё бы, ведь события, о которых идёт речь, происходят в эпоху рыцарства, когда Герой должен быть чист душой, мужествен и полон веры. Никаких шуток, хотя именно они поддержат, помогут и окажутся ключом к свободе. Однако, шутки здесь – удел шута: Мим – старший партнёр Флорина, по сути, Учитель (Наставник). И, естественно, архетип Шута. Это ещё несколько архетипов, о которых мы расскажем потом.

В серии:

Флор Веско. Мирелла

Вероника Мургия. Аулия

Сельма Норт. Царская дочь

Лили Талль. Мим

Получается, что Герой во всех его ипостасях всегда относится к прошлому? Нет, вот и наши современники. Примерно то же происходит с героями повестей Нины Дашевской: Творогов из повести «Поиск звука. Творогов», Тео из музыкально-театрально-морской сказки «Тео – театральный капитан» – искренне убеждены в своей обычности. И если мышонок Тео – потомок старого капитана Магеллана, романтично мечтает увидеть море (и больше ничего), то Творогов – и вовсе профессиональный лентяй, мечтающий, чтобы его оставили в покое. Они даже не подозревают, что героями так и становятся. Точнее, никто не становится героем, поставив такую цель. Это именно амплуа (если думать в терминах театра) или архетип (если думать в терминах литературы). Оба термина означают типаж, ту самую роль, которую каждый из нас играет в жизни.

Иначе откуда бы взялись эти персонажи в литературе?

-8

Итак, архетип Героя. Если провести окончательную линию в поисках постоянного компонента, то окажется, что это всё то же – честность, прямодушие. И доброта.

Нина Дашевская. Поиск звука. Творогов

Нина Дашевская. Тео – театральный капитан

А вы можете вспомнить архетип Героя из любимых книг?

#литература

#книги

#книги для подростков