Ремикс песни «Комарово» из Atomic Heart в исполнении Игоря Скляра и обработке Валерия DVRST Зайцева занял первое место в топе самых популярных композиций в «Яндекс Музыке». Действие игры Atomic Heart происходит в альтернативном СССР, где население страны обслуживают роботы. В одной из сцен игры робот ВОВ-А6 (он же Вовчик) исполнил на синтезаторе «Комарово». Поэтому наша «Музыкальная пауза» посвящена хиту, который получил вторую жизнь благодаря столь необычному сюжету.
В 1983 году 23-летний Игорь Николаев отправился служить в армию. К тому времени он еще не был всесоюзно известным композитором, но уже несколько лет играл в группе Аллы Пугачевой и написал ей песни «Айсберг» и «Расскажите, птицы». Несколько лет у Николаева была отсрочка от армии, однако, когда час пробил, ему все же пришлось идти на срочную службу.
Распределили музыканта по профилю — в ансамбль песни и пляски Московского военного округа. И все бы ничего, но творить он там мог редко, а тем более выступать где-то. Пока его друзья из военного ансамбля Александрова, Дмитрий Полетаев и Дмитрий Харатьян, постоянно на неделю-две ездили на всевозможные концерты и съемки, Николаев сидел в части и скучал. Тогда друзья предложили ему: хочешь поехать с нами — напиши песню. Благо скоро как раз должен был состояться один фестиваль солдатской песни.
Игорь, конечно же, согласился, но была проблема: концерт скоро, надо написать трек быстро, а текстов под рукой нет. Тогда композитор вспомнил, что поэт Михаил Танич подарил ему свой новый сборник стихов «Пароль». Николаев открыл его на первой попавшейся странице, глаз зацепился за стих про поселок Комарово, и моментально была сочинена песня. Только вот в оригинале это было стихотворение о несчастной любви, а заканчивалось оно фразой «Так зачем ходить по трюмам утонувших кораблей?». Тогда с одобрения Танича она была заменена на «Я за то, чтоб в синем море не тонули корабли!». Сюрреалистический текст про качающийся на дюнах баркас и водолаза в карельских скалах с легкой руки Николаева превратился в веселую песенку с легкой меланхолией, вызванной желанием уехать от привычной суеты.
Песню на конкурс взяли, там ее исполнил Дмитрий Полетаев, Николаев свою увольнительную получил и был доволен. А вот песня особой известности не получила. Полетаев спел «Комарово» в 1984 году на телевидении — хит не получился. Трек начал исполнять аж сам Валерий Леонтьев, но все равно народ будто отказывался слышать «Комарово». До тех пор, пока в этой истории не возник Игорь Скляр.
Скляр в то время был не самым известным, но все-таки заметным молодым актером. В 1983 году его узнал весь Советский Союз благодаря главной роли в музыкальном кинохите «Мы из джаза». После такого успеха актеру хотелось попробовать себя на настоящей эстраде и показать, что он может перевоплотиться в поп-звезду. Вскоре ему такой случай подвернулся. В 1985 году Игорь Николаев предложил своему тезке записать то самое «Комарово», которое уже два года оставалось без студийного варианта. Песню записали, а потом автор телепередачи «Что? Где? Когда?» попросил Николаева какую-нибудь песню для музыкальной паузы в одном из выпусков. Композитор сосватал тому «Комарово».
«Что? Где? Когда?» в середине 1980-х была на пике популярности, а выступление в эфире передачи могло стать для артиста минутой славы. Так случилось и с Игорем Скляром. «Комарово» порвало всех, кто был на съемках, причем настолько, что он спел песню на бис — уникальный случай не только в истории «Что? Где? Когда?», но и вообще на телевидении тех лет. «Комарово» сразу же стало хитом и зазвучало из всех утюгов. Дополнительно популярность усилилась, когда песня вошла в 16-ю серию «Ну, погоди!»: ее запели не только взрослые, но и дети.
После такого успеха у Скляра были все возможности начать мощную певческую карьеру, ему даже предлагали большие деньги, для него были готовы писать именитые композиторы. Правда, имелся нюанс: Игоря перестали воспринимать как серьезного актера. Логика у киноделов была такая: мол, спел какую-то дурацкую песенку, поэтому в наше взрослое кино брать не будем. Скляра такой расклад не устраивал, потому что он все-таки был прежде всего актером, а эстрада — это так, только побаловаться. Поэтому после «Комарова» он решил не продолжать поп-карьеру, а с головой ушел в театр, добровольно став артистом одного хита.