Найти тему
Это Кавказ

Цветущий бизнес

Фото: Айдемир Даганов/ТАСС
Фото: Айдемир Даганов/ТАСС

Однажды, наряжая дочь на свадьбу родственников, Альбина смастерила ей ободок из искусственных цветов. И через шесть лет стала хозяйкой цветочного салона

Альбина Куватова из дагестанского курортного городка Каспийск — многодетная мама и бизнес-леди. Как оказалось, для настоящего предпринимателя дети не помеха, а совсем наоборот.

От ободков к букетам

Фото: Айдемир Даганов/ТАСС
Фото: Айдемир Даганов/ТАСС

— Многим тогда на свадьбе понравился наш ободок, и они стали просить сделать им такие же. Я вообще не планировала делать их на продажу. Просто дарила всему тухуму. В процессе поняла, что мне это занятие нравится. Открыла страницу в соцсетях, и понеслось. Это был 2015 год, — рассказывает Альбина.

Девушка так увлеклась этой работой, что через некоторое время перешла на свадебный декор.

— Начала делать украшения для невест, от них пошли запросы оформить лестницы в домах. До этого цветами оформляли только машины и стол жениха и невесты. Первая моя крупная закупка искусственных цветов была на 30 тысяч рублей. Для меня ощутимые деньги. Но я быстро их вернула. Долгое время я все, что получала, вкладывала в цветы. Но я много стрессовала перед каждой свадьбой. Бывало, что не в том оттенке напечатают баннер. Или цветы не привезли к сроку, или привезли, но не те.

Три года назад Альбина устала от стрессов и бессонных ночей: украшать банкетные залы приходилось в четыре утра, устала от того, что не может уделять время детям. И решила заняться флористикой.

Вложение в стабильность

— Живые цветы — это тоже ответственность, но не такая, как в свадебном деле. Сейчас мне гораздо легче.

К тому времени у Альбины уже было в собственности помещение площадью 40 квадратов на первом этаже жилого дома.

— Это помещение мне приобрел супруг, когда понял, что наш дом превращается в проходной двор для невест. Это было 6 лет назад. Можно было взять его в аренду, но тут такое дело: когда ты раскрутишь бизнес, тебя могут попросить освободить помещение. Муж много таких историй слышал и поэтому решил купить.

Стартовый капитал

На старт нового бизнеса Альбина потратила 1,5 миллиона. В эту сумму вошли деньги на ремонт, покупку оборудования, товар, зарплаты сотрудникам, рекламу.

— Холодильное оборудование — 200 тысяч. Компьютер, учетная система — 150 тысяч. Зарплаты сотрудникам — по 20 тысяч. Налоги (тогда был ЕНВД) — 10 тысяч в квартал. Сейчас я плачу 60 тысяч в год. Первый раз закупила цветов на 100 тысяч. Были траты на ремонт, на корзины, коробки для оформления букетов, шарики, открытки. Коммунальные расходы: зимой по 10 тысяч в месяц, летом — по 15. Реклама: оплатила несколько баннеров по городу, 120 тысяч в месяц.

Фото: Айдемир Даганов/ТАСС
Фото: Айдемир Даганов/ТАСС

Помимо прочего 50 тысяч рублей Альбина потратила на свое обучение — онлайн и офлайн курсы. Экономист по профессии, она переквалифицировалась во флориста.

— Вложенные 1,5 миллиона я окупила через два года. Это считается нормальным. На цветочном бизнесе быстро не разбогатеть. Он сложный, не всегда все получается. И цветы — скоропортящийся товар. И у меня бывали убытки, — признается девушка.

Из Голландии в Дагестан

Сейчас в цветочном салоне Альбины работают десять человек. Часть в дневную смену, часть — в ночную. В пиковые даты, например 8 марта, девушка привлекает еще помощников, тогда салон переходит на круглосуточный режим работы.

— Общий зарплатный фонд — 350−400 тысяч в месяц. За три года мы хорошо выросли. Ежегодно плачу 60 тысяч налогов. Еженедельно на 250 тысяч закупаю товар. Беру у разных поставщиков, всегда есть вероятность, что кто-то где-то подведет, а другой вывезет.

С поставщиками Альбина наладила связи еще во время учебы. Сейчас она закупает цветы, преимущественно розы, у посредников из Махачкалы, Москвы и Краснодара. А они, в свою очередь, — в Голландии.

— С местным поставщиком проще: заказал товар и, если не понравилось, просто не берешь. С другими сложнее. Надо оформлять возврат. Поэтому большую часть покупаю в Махачкале. Но розы голландские. Российские неконкурентны: цветки мельче и стоят недолго. Хотя во время пандемии мы не получали импортные цветы, и тогда российские розы очень выручили.

Альбина планирует масштабировать бизнес:

— Здесь нам уже не хватает места. Хотели расшириться, но никто из соседей не согласился продать. Муж купил в рассрочку новое помещение в другом районе города, там 200 квадратов. В принципе, в рассрочку я могла бы купить его сама. Но мои доходы пойдут на ремонт и обустройство салона. Это 3−4 миллиона.

Самый лучший день

Приближается самая прибыльная и самая сложная для флористов пора — 8 марта. Цветы для этого праздника у поставщиков заказывают с начала года.

— С 4 марта мы начинаем получать товар. И до 8 марта — очень загруженные дни. В праздник у нас идет продажа и соответственно выручка месячная — около 2 миллионов. Первое 8 марта было очень тяжелым для меня. Я плакала, думала, не бросить ли этот бизнес. Тогда ведь у меня не было опыта. Мы все были невыспавшиеся, уставшие. Не успевали собирать букеты. Теперь я уже знаю, что делать. Половина сотрудников уходят пораньше, «совы» приходят и уходят позже. И набираю дополнительно помощников.

Цветочный абонемент

Фото: Айдемир Даганов/ТАСС
Фото: Айдемир Даганов/ТАСС
Фото: Айдемир Даганов/ТАСС
Фото: Айдемир Даганов/ТАСС

Сейчас ежедневно в салоне собирают по 20 букетов, летом — по 50. Стоимость от тысячи рублей и до 40 тысяч. Средний чек — 3000−3500. Чистая прибыль — 200−300 тысяч в месяц.

— Наши клиенты — средний класс, и мужчины, и женщины. Очень часто бывает, что женщина заказывает букет для себя, а мужчина приходит забирать его. На выписку из роддома такое часто. Поначалу мне было удивительно, — говорит Альбина.

На вопрос, часто ли супруг дарит ей цветы, девушка улыбается.

— Муж говорит, что он подарил мне цветочный абонемент. На праздники он звонит в салон и говорит: «Соберите для Альбины то, что ей понравится». Ему проще, конечно. Но для меня это все равно сюрприз. Он никогда не дарил цветов без повода. Не любитель. Я и сама раньше не покупала цветы, у нас в семье считалось, что это — история для богатых, непрактично дарить живые цветы. Сейчас я понимаю, что можно собрать букет и на 500 рублей — это не признак богатства. Один цветочек тоже очень приятен.