Многие несерьезно относятся к настройке подвески мотоцикла, думая об этом важном элементе ухода, как о "крутилках, за которые отвечают опытные люди в автомастерской, которые готовят байк для трека". Только не нужно быть гоночным инженером, чтобы понять, что вес человека в 100 кг - это половина веса всего мотоцикла. А человек, который весит 50 кг - в два раза легче.
Из-за этих простых фактов легко догадаться, что поведение мотоцикла будет совершенно разным. Но у нас, как правило в лучшем случае настраивают байк по мануалу. А чаще всего пилот вообще воспринимает странное поведение своего железного друга, как недостаток конкретной модели.
Как правило, когда говорят о работе подвески, то представляют такую ситуацию, когда колесо наезжает на какое-то препятствие - поднимается и опускается. Но не менее важна ситуация, когда колесо отрабатывает ямы и неровности. Это напрямую зависит от свободного хода подвески. Соответственно, если мотоцикл продавливается вниз, то у него есть свободное пространство, которым можно выстрелить колесом в яму. Если свободного хода нет, то колесо не будет выстреливать. Поэтому очень важно настроить так называемый "прогиб". По мануалу такая усадка подвески подогнана под человека в 80-85 кг.
Если на байк садится человек весом 60 кг, то он практически не прожимает подвеску и у нее нет свободного хода для отбоя. С другой стороны, пилот весом 120 кг прожимает подвеску настолько сильно, что свободного хода почти не остается. Правильная подвеска - это когда у вас есть свободный ход и для ям, и для кочек.
Если у вас спортивный или дорожный мотоцикл, то скорее всего его общий ход подвески равен 12-ти см. При хорошей настройке, пилот, который сел на байк в полном экипе должен прижимать ее на 4 см. Заднюю тоже можно настроить на 4 см, но если у вас литр, то настраивайте на 3,5 см. Если вы любите агрессивную езду, то спереди 3,5 см, а сзади 3. Для трека еще жестче - 3 см спереди и 2,5 сзади.
Итак, как сделать все это физически? Во-первых, вам понадобится напарник, который будет держать мотоцикл. Далее вам необходимо измерить длину от крыла до маятника:
- При полностью разжатой подвеске (для этого поставьте байк на подножку и полностью вывесите колесо),
- При весе мотоцикла (для этого надо поставить байк вертикально) тут мы проверяем два параметра: при полностью продавленном мотоцикле и при приподнятом крыле. Для чего это важно? Чтобы понять есть ли проблемы с подшипниками. Разница между показателями не должна превышать трех мм. В идеале должно быть вообще 2 мм. С точки зрения усадки нужно брать среднее значение. Статическое значение крайне важно, особенно когда подвеска находится в крайнем разжатии. Такое часто случается на треке при торможении.
- Последний замер при весе пилота на байке. Для точности пилот должен быть полностью экипирован.