Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе цензура была довольно требовательной. Перед выходом в прокат даже безобидные комедии проходили серьезные проверки. Все нежелательные фрагменты, с антисоветской пропагандой вырезались, а некоторые кинокартины и вовсе были запрещены к показу. Таким образом они много лет пылились на полках, а зрители об их существовании даже и не знали почти 20 лет с момента начала съемок.
Комиссар (1967 год)
Патриотичная кинокартина Александра Аскольдова, повествующая о Гражданской войне и подвигах славных героев казалось бы не имела ничего предосудительного в своем содержании. Главную героиню должна была сыграть всеми любимая актриса Нонна Мордюкова. Эта статная женщина уже успела на тот момент стать востребованной актрисой, а роль Комиссара армии вполне соответствовала ее амплуа.
Но события, которые развивались в ее жизни дальше не понравились руководству. По сюжету она случайно узнает о своей беременности, покидает гарнизон и становится простой матерью-одиночкой, в бедности выживающей в суровом обществе.
В результате суть сюжета получилась не в поднятии боевого духа, а в личной драме простой советской женщины. За эту вольность режиссер был уволен со штампом о “профнепригодности”. Его труды все же не остались напрасны, так как один коллега по цеху не выполнил свою обязанность - уничтожить все записи и сохранил одну себе на память. Когда его не стало в 1985 году фильм вышел на экраны и получил много искренних и теплых отзывов от телезрителей.
Интервенция (1968 год)
После оглушительного успеха фильма “республика ШКИД” на режиссера Геннадия Полоку была возложена почетная миссия снять еще один фильм - по мотивам пьесы “Интервенция”. На тот момент история о подпольных большевиках, отважно выполняющих трудные задания уже была поставлена во многих театрах и пользовалась большим успехом у аудитории.
Ради съемок еще одной патриотичной кинокартины были приглашены самые известные актеры, включая Владимира Высоцкого и его товарища Валерия Золотухина. Однако, на этот раз чопорных критиков не устроила подача материала.
Посчитали, что большевики недостаточно серьезны в кинокартине, так как в их понимании мысли суровых защитников должны быть серьезными и патриотичными, а распыляться на “шуточки” не пристало. Съемочная группа была крайне возмущена этим запретом и даже написала коллективное письмо на имя Брежнева, но его благополучно проигнорировали. Лишь в 1987 году экранизация вышла по телевидению.
История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж (1967 год)
Пронзительная кинокартина Андрея Кончаловского о жизни и судьбе простой девушки Аси оказалась чересчур реалистичной, чтобы зрители могли ее увидеть. Большинство актеров не имели соответствующего образования и честно делились своими воспоминаниями о том как они вернулись с войны и жили в лагерях.
Эстетика фильма никак не вписывалась строгие каноны 60-х и поначалу режиссеру сказали вырезать часть сцен, на что тот согласился. Но даже обработанная версия не устроила руководство и фильм попал в список запрещенных. Режиссер не стал молчать и написал свое видение о причинах запрета:
“Я хотел рассказать людям правду, но общество, привыкшее к более оптимистичной подаче материала не готово было слышать о жизни без прикрас”. Андрей Кончаловский
Лишь в 1987 году запрет был публично снят и фильм вышел на большие экраны, получив довольно высокие рейтинги телезрителей, которые продолжают оставаться на высоте и по сей день.
Если Вам понравилась статья, поддержите автора лайком и подписывайтесь на канал! Всем спасибо за внимание!