Найти тему
Beauty&Mind

«Уход за собой» времен наших бабушек (спойлер: косметика у них была)

Милые дамы, давайте сегодня отвлечемся от серьезных тем и поговорим о косметологии и косметической промышленности прошлого?

Не раз и не два в комментариях мне указывали — неплохо бы вам, автор, изучить историю, раз уверены, что дарсонваль был доступен на территории СССР в середине двадцатого века, а женщины тогда использовали что-то кроме домашнего лосьона из огурца на водке, отвара череды (опционально-ромашки) и вазелина.

Это — не совсем правда. А вернее — совсем-совсем неправда.

Утверждение, что советские женщины не ухаживали за собой и не имели для этого возможности, по меньшей мере, преувеличение.

Да, в двадцатых годах прошлого века зародилось осуждение «вещизма» — то есть желания носить красивую одежду, пользоваться парфюмерией и косметикой, хорошо выглядеть. Идеология осуждения довольно долго продвигалась по комсомольской и партийной линиям, однако не все ее поддерживали. Хорошее описание этого можно найти в трилогии Беляева «Старая крепость».

Один из ее героев, Василь Манджура, покупает в лавке коопторга флакон одеколона «Ландыш» и оказывается высмеян своим другом — курсантом Коломийцем. Но глава школы курсантов — Полевой, объясняет Василю, что пользоваться одеколоном — вполне нормально в гигиенических целях.

-2

Получив профессию металлурга, Василь приезжает по распределению в южный портовый город с металлургической промышленностью и с удивлением узнает — для рабочих-металлургов вполне нормально выходить после смены «в люди» в цивильной одежде, чисто вымывшись в душевых завода. В родном приграничном городке Манджуры было можно ходить грязным, стараясь испортить одежду «панов» и «нэпманских сынков. Поначалу Василя эта чистота даже раздражает — он не верит, что председатель комсомольской ячейки может быть нормальным человеком, разгуливая в чистом костюме...

При этом в том же городе осуждается яркая помада на женщинах, фильдеперсовые чулки и прочие атрибуты «буржуазной» жизни.

Почему так?

-3

В статье «Угрожает ли помада коммунизму? Представление о вещизме как форме женского девиантного досуга в СССР 1920-х гг.», (Материалы Десятой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. 2017 «Сила слабых. Гендерные аспекты взаимопомощи и взаимоподдержки в прошлом и настоящем») Сидорчука И. В. было высказано вполне разумное предположение: такое осуждение (как и пристальное внимание к вещам) стало следствием не существования общества потребления, а наличия массы трудностей на пути к приобретению обычной детали гардероба или косметики.

Как только эти трудности стали меньше, и советская промышленность начала восстанавливаться после войны (сначала — после гражданской, потом — после Великой Отечественной), косметика для женщин перестала быть табу (хотя яркий макияж и осуждался еще довольно долго).

-4

Еще в начале в начале 1960-х годов Минздравом СССР была поставлена задача создать систему, в условиях которой в кожно-венерологических диспансерах (КВД) каждого областного центра оказывалась врачебная косметологическая помощь.

В 1961 г. в Ленинграде была открыта Косметологическая поликлиника № 84, которую в быту стали называть Институтом красоты (в наши дни это Институт красоты на Гороховой, д. 6). Располагалась она в доме князя М. В. Кочубея на бульваре Профсоюзов (ныне Конногвардейский бульвар, д. 7), а ее предшественниками были отделения в Максимилиановской больнице, Городской больнице.

К началу 1975 г. в СССР было около 160 косметологических учреждений (5 поликлиник, 19 врачебно-косметологических лечебниц, 134 кабинета).

Так что сами видите — косметология развивалась.

Косметическая промышленность — тоже.

-5

Средства для ухода за кожей лица уже подразделялись на питательные, защитные, очищающие и «исчезающие». Об этих «исчезающих» средствах мало что сейчас известно, но, судя по всему, речь шла о кремах или лосьонных, которые могли выступать основой под декоративную косметику. Есть сведения, что выпускал такое «исчезающее» средство уже в 1963 году Невский мыловаренный завод.

А в шестидесятом году появился «биокрем Флора», в состав которого входили тогда ещё малоизвестные «биостимулирующие вещества». Он был сделан на основе воска из лепестков розы и настоя лекарственных трав — тысячелистника, зверобоя, подорожника.

-6

Кроме того, выпускалась масса других кремов:

Защитные — в состав которых входили окись цинка, салол (производное от салициловой кислоты), вазелин, воск, спермацет, ланолин («Чайка», «Ассоль», «Луч» и «Щит»).

Отбеливающие — «Молочай», «Мелан», «Ахромин», «Весенний» и знаменитая с дореволюционных времен «Метаморфоза».

Кремы для сухой кожи — «Огни Москвы», «Спермацетовый», «Ланолиновый» или «Питательный», «Сюрприз», «Магнолия», «Кристалл»

Кремы для жирной кожи — «Снегурочка», «Снежинка», «Красная Москва».

И это еще не упомянула «Детский» (и его вариации), и ставшие культовыми «Марика», «Вечерний», «Геронтол», «Янтарь», «Норка»...

И шампуни в пятидесятых-шестидесятых годах прошлого века уже имелись в наличии, и даже средства для ванн.

Так что когда в следующий раз вам скажут — у наших бабушек ничего не было для ухода за кожей, не верьте. Да, косметические средства тех времен разительно отличались от современных. Да, множество активов тогда не существовало в принципе (тогда даже медицинские представления о коже отличались от нынешних). Да, аппаратная косметология «почти отсутствовала» — не было лазеров, зато были физиотерапевтические аппараты, использующие ток.

Тем не менее, уход за собой существовал и развивался.

Любите себя и будьте красивыми!

Источники

1. Мартынов, А. А. Зарождение и развитие российской косметологии / А. А. Мартынов, А. В. Власова // История медицины. — 2019. — Т. 6. — № 3. — С. 230-240. — DOI 10.17720/2409-5583.t6.3.2019.07g.

2. Сидорчук, И. В. Угрожает ли помада коммунизму? Представление о вещизме как форме женского девиантного досуга в СССР 1920-х гг / И. В. Сидорчук // Сила слабых: гендерные аспекты взаимопомощи и лидерства в прошлом и настоящем: Материалы Десятой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, Архангельск, 07–10 сентября 2017 года. — Архангельск: Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 2017. — С. 118-121.

3. Минц М.М. 2018. 03. 020. Лебина Н. Мужчина и женщина: тело, мода, культура. СССР — оттепель. — 2-е изд. — М. : новое литературное обозрение, 2017. — 204 с. : ил. — (библиотека журнала «теория моды») // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История: Информационно-аналитический журнал. 2018. № 3. \(дата обращения: 27.03.2022).

4. ЛЕБИНА Н. Секреты подмалёванной красоты //Родина. — 2013. — №. 4. — С. 135-139.

5. Колева М. С. Советский стиль: парфюмерия и косметика. — ОЛМА Медиа Групп, 2013.