Механизм параллельного импорта, который с прошлого года считался достаточно удачным решением для обхода западных санкций, начал давать первые сбои. С 7 марта турецкая таможня перестала одобрять реэкспорт в Россию и Беларусь западных товаров, фигурирующих в санкционных списках. Никаких официальных уведомлений власти Турции пока не публиковали. Изначально звучали предположения, что препятствия носят временный характер и могут быть связаны со сложностями в электронной таможенной системе. Однако некоторые эксперты сходятся во мнении, что запрет станет постоянным. Не исключено, что он стал следствием давления Евросоюза на Турцию с требованием закрыть каналы транзита в Россию санкционной продукции
Однако пока даже нет полной ясности, только ли санкционные товары перестали пропускать в РФ через Турцию. Гендиректор логистической компании «Оптималог» Георгий Властопуло сообщил, что в Россию перестали пропускать вообще все грузы, произведённые за пределами Турции. Но столь жёсткие ограничения, возможно, действительно окажутся временными и будут действовать до создания механизма более строгого контроля за транзитом. А вот параллельный импорт товаров, запрещённых к поставкам в Россию санкциями ЕС, США и других западных стран, вероятно, будет и впредь ограничен турецкими властями. Коммерческий директор SOTA Logistic Кирилл Латинский считает, что вскоре может быть принят законодательный запрет на реэкспорт санкционных товаров через Турцию в РФ. Между тем, именно Турция за прошлый год стала крупнейшим хабом для перепродажи такой продукции в Россию в обход санкций. Месячный объём параллельного импорта через Турцию достигал $200-400 млн. Основными категориями товаров, которые поставлялись через Турцию, были бытовая техника и электроника, запчасти для различного оборудования и автомобилей, а также одежда и продукты питания. Продукты и одежда в санкционных списках не числятся, если речь не идёт об элитных сегментах, попадающих под критерии предметов роскоши. А вот технику и электронику теперь в прежнем режиме через Турцию ввозить, по всей видимости, не удастся. Это не значит, что турецкий канал окажется перекрыт наглухо, но доставка санкционных товаров через эту страну точно станет менее надёжной, а также окажется дольше и дороже, что не может не сказаться на конечных ценах для российских потребителей.
Экономисты считают, что цены из-за увеличения расходов поставщиков вырастут, а ассортимент тех категорий товаров, которые ввозились через Турцию, ещё сильнее уменьшится. Директор Центра исследования экономической политики МГУ Олег Буклемишев считает, что могут быть разные истории, но понятно, что Турцию потихоньку прижимают, заводить те же европейские товары через Китай не получится. Ведь Турция географически расположена наиболее удобно – близко к Европе и с возможностью транспортировать груз по морю в России. Другие варианты предполагают более длинную и менее удобную логистику. Часть товаров через турецкий канал теперь не удастся ввозить, а другие придётся проводить через процедуру полной растаможки, получения турецкого сертификата и уплаты всех местных налогов. В первую очередь, как уже говорилось выше, это скорее всего коснётся электроники и бытовой техники, автомобилей и их запчастей, а также дорогой брендовой одежды. Но турецким таможенникам теперь, вероятно, придётся тщательно проверять любые партии товаров, направляющихся в Россию, для выявления санкционки, поэтому задержки могут происходить при транзите фактически любой продукции.
Между тем, Турция стала самым ярким, но уже не первым примером уязвимости параллельного импорта. Осенью прошлого года проблемы с транзитом европейских товаров начались в Казахстане. Российские перевозчики и министерство транспорта сообщили, что казахстанские власти начали требовать от перевозчиков разрешительные документы на груз, выданные европейскими компаниями-отправителями.
Президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль отмечал, что ранее такая перецепка по казахстанским законам не допускалась, весной 2022 года ограничения были сняты, чтобы помочь России восполнить товарный дефицит, а затем власти просто вернули прежние требования. Эксперт связал такой жест с разногласиями внутри ЕАЭС и давлением американских партнёров на Астану. Аналитики считают, что при появлении перманентных ограничений для транзита через Казахстан важно, чтобы эти проблемы не усложнили ситуацию с критическим импортом — комплектующих и сырья для целых отраслей экономики
Однако в сентябре до полноценного перекрытия казахстанского канала параллельного импорта дело всё-таки не дошло. В конце декабря министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди в ходе своего визита в Японию заявил, что власти республики сами вводить санкции против РФ не будут, но и отдавать свою территорию под схемы обхода западных ограничений не намерены. Георгий Властопуло отмечает, что в Астане действительно не хотят попадать под вторичные западные санкции и опасаются такого развития событий. Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин отмечает, что в тех областях, где западные страны легко могут отследить схемы обхода санкций. Так, казахстанские банки открыли сезон отказа от обслуживания карт платёжной системы «Мир», а российские финансовые организации, по словам Притчина, испытывают в этой стране наибольшие сложности. Если опасность попасть под вторичные санкции возникнет в других сферах, не исключено, что Астана дистанцируется от РФ и в них. Например, достаточно легко отследить реальный конечный пункт назначения для электроники, такой как смартфоны или планшеты, поэтому если европейские и американские производители всерьёз возьмутся контролировать серые схемы поставок в Россию, казахстанский канал может закрыться. А там, где теневые механизмы остаются безопасными, Казахстан и дальше будет реэкспортировать товары в РФ.
Аналитики обратили внимание, что в конце прошлого года Евросоюз преодолел своеобразное табу и перешёл к введению вторичных экстерриториальных санкций против физлиц и компаний, которые помогают европейским фирмам вести дела с Россией в обход ограничений. Ранее такой механизм использовали лишь США, а Брюссель считал экстерриториальные санкции чрезмерной мерой. Но теперь этот принцип, вероятно, остался в прошлом. Возможна блокировка транзакций, в которых участвуют российские граждане и юрлица, со ссылкой на законодательство о противодействии отмыванию незаконных доходов. Дружественные отношения с Казахстаном позволяют надеяться, что параллельный импорт эта страна РФ не перекроет.
Среди других альтернатив турецкому каналу, помимо стран СНГ, эксперты называют ОАЭ и Иран. Но Иран сам находится под западными санкциями. В Тегеране, конечно, вряд ли поддадутся давлению Запада с требованием не поставлять что-либо в Россию, но эту продукцию ещё нужно ввезти в сам Иран. А Арабские Эмираты уже стали объектом пристального внимания западных государств наряду с Турцией. О том, что ЕС, США и Великобритания усиливают давление на ОАЭ с требованием прекратить помощь России в обходе санкций, в начале марта сообщили источники Financial Times. Издание отмечает, что Запад в принципе сосредоточился не на введении новых антироссийских ограничений, а на закрытии каналов в уже имеющихся. ОАЭ в этом смысле могут стать перспективным объектом для давления, ведь страна тесно интегрирована в мировую экономику и является крупным экспортёром углеводородов, а значит потенциально уязвима для ограничений по экспорту западных технологий, в том числе в добывающей сфере. Пример Турции показывает, что скоординированные действия западных стран по перекрытию каналов обхода санкций могут быть эффективными. Окажутся ли ОАЭ более устойчивыми к такому давлению, чем более крупная Турция с её подчёркнуто самостоятельным лидером Эрдоганом?