Найти тему
Мел

«Мы возвращаемся на полвека назад». Учитель с 40-летним стажем — о будущем своей профессии

С начала этого учебного года во всех школах страны действует новый ФГОС — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ в школах и колледжах. Наш блогер, учитель истории и обществознания Андрей Зоткин, уверен, что обновляющиеся стандарты превращают учителя в простого исполнителя заказа. А это плохо для всех.

Профессионализм — это способность принимать решения. Это основный тезис любых теорий профессионализма (М. Вебер, Т. Парсонс и этот список можно продолжать). Конечно, самостоятельное принятие решений — огромный риск. Для врача — назначение лечения, для юриста — меры пресечения. А для учителя — создание ситуаций развития и образования в конкретной ситуации — с конкретными детьми, в конкретной школе, в конкретном городе и микрорайоне города, в конкретной ситуации времени. Появление ФГОС ограничивает возможность для учителя стать профессионалом.

Сейчас мне 56 лет. Я работаю в школе с 17 — с 1983-го года. Так вот, даже в советское время у учителя была возможность на творчество. Сейчас её нет. Образование и учителей загоняют в рамки. Я считаю, что есть компромисс — дать педагогам возможность создавать свой календарно-тематический план на основе Федеральной образовательной программы, принимать решения при планировании уроков. Я как учитель истории хотел бы остановиться на моментах, которые важны иногда в быстро меняющемся современном контексте событий. А как учитель обществознания, я «отодвинул» бы темы, для понимания которых надо научиться мыслить абстрактно. С литературой все то же — учитель должен сам решить, что оставить детям для ознакомительного чтения, а что взять в программу изучения на уроках. Более того — он должен решить, сколько часов потратить на то или иное произведение.

Календарно-тематический план — это инструмент и пространство для творчества учителя. Да, на основе федеральной программы. Но педагог должен сам принимать решения, основываясь на конкретном классе, учителе, контексте. Сейчас нет документов, которые регламентируют право и возможность учителя, особенно учителей русского языка, литературы, истории, обществознания, географии и ОБЖ, самостоятельно создавать календарно-тематический план. Этим пользуются на местах.

Нам уже сказали, что на уровне региона будет «спущен» единый план. И что остается учителю?

Быть профессионалом вопреки? Писать в тетрадке одно, а в отчетах — другое? Мы возвращаемся на полвека назад. Но сейчас мир меняется быстрее. Успеют ли «сверху» спускать актуальные программы? И, главное, какого в итоге учителя получит общество?

Возможно, кто-то из чиновников и не только уверен, что дать свободу учителям самостоятельно принимать решения — значит, поставить под угрозу изучение программы — той самой, единой, которую должны освоить все школьники в стране? Но я уверен, что эти опасения ошибочны. У нас есть общее образовательное пространство. В середине 2000-х мы с нашей командой привезли в Томск 19 директоров из Великобритании. Одна из гостей — Елизабет Ли — сказала, что выучила специально для этой поездки стихотворение Пушкина на русском языке. И стала его читать. А мы все, сидевшие за столом российские директора, подхватили: «Я вас любил…» Наши гости были в шоке. И так получается всегда — на международных конференциях мои коллеги от Владивостока до Калининграда читают одни и те же стихи и поют одни и те же песни. Всё это мы знаем не потому, что у нас был ФГОС. Это часть нашей культуры, образования, профессионализма педагогов. И важно понимать, будет ли у учителей в будущем возможность стать профессионалами.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Zhuravlev Andrey / Shutterstock / Fotodom