Найти тему

БАРЫШНИ ИЗ БАШКИРИИ

Уфимская психолингвистическая школа, созданная на базе нашего вуза в начале двухтысячных годов, сегодня является единственной в республике и объединяет всех специалистов в области психолингвистики в регионе. Основателем и бессменным руководителем научной школы является профессор Уфимского университета науки и технологий Татьяна Михайловна Рогожникова.

…В 1979 году второкурсница Башкирского государственного университета Татьяна Рогожникова заинтересовалась исследованиями профессора Тверской школы психолингвистики Александры Залевской. Отправила свою работу на конкурс и получила приглашение выступить на научной конференции. Тогда Александра Александровна и представила юную студентку как «барышню из Башкирии».

Сегодня Татьяна Михайловна Рогожникова – признанный ученый в области теоретического языкознания, доктор филологических наук, автор свыше 200 работ, заслуженный деятель науки РБ, заведующая кафедрой (более 30 лет) инновационных технологий языковой коммуникации Уфимского университета науки и технологий.

Именно под ее руководством на языковой кафедре технического вуза с 2000 года стали активно проводиться исследования в области психолингвистики, тогда достаточно молодой науки, социально востребованной и решающей прикладные задачи в обучении языкам. В регионе остро стояла проблема дефицита кадров высшей квалификации в области теории языка. Татьяна Михайловна стала первым специалистом, защитившим докторскую диссертацию в области психолингвистики в республике, и руководителем единственной в регионе Уфимской школы психолингвистики. Научная деятельность школы посвящена изучению и установлению законов действия и воздействия слова и текста, моделированию суггестивных ресурсов языковых явлений, автоматизированному анализу вербальной информации и созданию инструментов для их декодирования (на шести языках).

-2

Профессор Рогожникова сумела увлечь своими идеями, любовью к науке, пассионарностью молодых преподавателей кафедры. И ряды отечественных психолингвистов пополнили 18 «барышень из Башкирии» – все они ученицы Т.М. Рогожниковой, защитили диссертации под ее руководством, и сегодня работают на родной кафедре Уфимского университета.

Научным коллективом созданы алгоритмы анализа, позволяющие прогнозировать качество и силу воздействия текста, устанавливать скрытые мотивы и намерения автора, его эмоциональное состояние, выявлять психометрические единицы. В эпоху глобальной цифровизации представители нашей психолингвистической школы активно используют IT- технологии. Зарегистрированы пять компьютерных программ, три из них содержат модуль анализа звуко-цветовой ассоциативности текстов на английском, русском, немецком, татарском и башкирском языках. В 2016 году опубликован первый Ассоциативный словарь башкирского и татарского языков. Такого масштабного эксперимента по изучению суггестивных механизмов языков тюрской группы ранее никто не проводил.

Множество исследований позволили молодым лингвистам подготовить цветовые матрицы звуков пяти языков. С помощью цветоансамблей можно прогнозировать цветность текста, что применяется в подготовке учебного материала. Прикладное значение исследований максимально используется при создании практических пособий и образовательных курсов, которые помогают решать коммуникативные задачи при обучении родным и иностранным языкам.

-3

Сегодня на кафедре инновационных технологий УУНиТ работают представители нескольких поколений Уфимской психолингвистической школы.

Одна из самых молодых исследователей Уфимской психолингвистической школы, доцент УУНиТ Рина Яковлева недавно успешно защитила кандидатскую диссертацию по вопросам ассоциативной цветности как инструмента анализа текста.

Наталья Ефименко, доцент, ученый секретарь Ученого совета университета:

- Выбору направления моей исследовательской деятельности я полностью обязана моему научному руководителю профессору Т.М Рогожниковой. Своим примером, талантом, трудолюбием, любовью и преданностью науке она привлекла не только меня, но и весь коллектив кафедры. Татьяна Михайловна учит своих учеников мыслить, самостоятельно решать задачи, достигать поставленных целей! Развиваться в науке можно бесконечно – и это большой плюс!

Сегодня перед нашим научным коллективом поставлена задача создания максимально эффективного исследовательского инструментария, с помощью которого возможно прогнозировать суггестивный ресурс вербальной модели на различных языках. Мы работаем над адаптацией в филологическое пространство ряда технологий, используемых в технических и медицинских науках, вводим в научный обиход авторские приемы изучения суггестивного потенциала слова и текста.

Инна Богословская, доцент:

- Научные школы справедливо называют кузницей исследовательских кадров, и Уфимская психолингвистическая школа, не исключение. Главное, у тебя появляется учитель, который, прежде всего, терпеливо выслушает, а мы знаем, как важно – быть услышанным. Наставник, который обязательно подскажет, какой дорогой идти, нет, он не будет твоим «поводырем», он лишь укажет правильный путь, поправит, если вдруг ты свернешь не туда. Идти вмести всегда гораздо легче, преодолевать тернистые научные тропы без поддержки мудрого, дальновидного учителя, без бесконечных споров и обсуждений с коллегами, невозможно. Таким наставником для нас стала научный руководитель Уфимской психолингвистической школы, профессор Татьяна Михайловна Рогожникова.

Татьяна Михайловна Рогожникова всегда хорошо понимала, как важно заниматься наукой «здесь и сейчас». Благодаря ее настойчивости и твердости в аспирантуре технического вуза была открыта специальность «Теория языка». Это стало прорывным научным событием в республике! За два десятилетия почти два десятка молодых, талантливых преподавателей защитили кандидатские диссертации и стали специалистами в этой области. Но мы не останавливаемся. Сегодня под руководством Т.М.Рогожниковой ведутся новые исследования в области психолингвистики и защищаются передовые научные проекты.

Эльвира Ганиева