Зарождение практики обмена одного типа монет на другой появилось благодаря такому исключительному открытию позднесредневекового мира, как вексель, то есть ценной бумаги, выдававшейся менялой в обмен на определенную сумму денег того города или государства, в котором он находился.
Вексель впервые избавил купцов от необходимости транспортировать с собой огромные суммы металлических денег. Его изобретение, по праву, признается «торговой революцией» XIII века.
Появление векселей, работа меняльных лавок и активная торговля значительно меняли общественный устрой и социальную динамику. Ученый ТюмГУ Александр Еманов выявил и исследовал механизмы практики обмена на пересечении западной и восточных цивилизаций. Место изучения – позднесредневековая Кафа (современная Феодосия).
Ученый описал:
- процесс зарождения ранних институций денежного обмена в Кафе, где взаимодействовали греческая, арабская, еврейская и латинская традиции делового общения
- монетный репертуар меняльных лавок Кафы XIII-XIV вв.
- инструментарий кафских менял
- генетические связи меняльных контор с первыми банками города
Исследователь отмечает, что в целом, активность и ритм деловой жизни Кафы определяли меняльные лавки – трапезы, сарраф янсеке и кампсы. Самые креативные из менял достаточно быстро, как сказали бы сегодня, шли по карьерной лестнице и трансформировались в первых банкиров.
Так появились и новые услуги – получение вкладов, выдача ссуд, выплата процентов вкладчикам и получение таковых с заемщиков, выпуск векселей и, наконец, надчеканивание серебряной и медной монеты по весовым и пробирным стандартам Кафы.
Человек считающий
Методологическая основа исследования – философия денег Георга Зиммеля, профессора Страсбургского университета. Согласно его подходу, деньги выступали и выступают мощным фактором рационализации, предопределившим становление новой культуры «человека считающего».
Причем если золотые и серебряные монеты выражали важнейшие жизненные ценности человека, обуславливали исключительные приобретения, то появление мелкой медной монеты совершенно изменяло смысл накоплений и всего обмена.
Такие монеты опосредовали повседневный обмен в городе, их ценовая эквивалентность делала доступными самые массовые жизненные блага – продукты питания, одежду, предметы домашнего обихода.
Текст подготовлена на основе материалов Управления социальных коммуникаций ТюмГУ и сайта Naked Science.
Статья «Меняльные лавки Кафы XIII-XIV века» доктора исторических наук, профессора кафедры истории и мировой политики СоцГум ТюмГУ Александра Еманова вышла в «Вестнике Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования».