Найти тему
Шпионские страсти

«Влюбчивая» Маргарита

1916-1918 годы

Западная Европа

Идёт Первая мировая война.

Некая молодая француженка, жительница Парижа, по имени Маргарита (так называет ее источник), будучи в 1916 году в Швейцарии, знакомится с сотрудником швейцарской федеральной службы, в задачу которой входило наблюдение за иностранцами, прибывающими в Швейцарию или поселившимся в ней. Этот сотрудник имел привлекательную внешность и прекрасно говорил по-немецки, по-французски, по-испански и по-итальянски. Сам он был выходцем из Эльзаса. Звали его Андрэ Потэн. Маргарита всячески обхаживает Потэна, признаётся в своей любви к нему. Начинается бурный роман. Любил ли Андрэ Потэн Маргариту или нет, источник умалчивает, но интерес к ней у него был большой и конкретный. Маргарита была умной, энергичной, с авантюрной жилкой. Умела заводить знакомства и общаться с людьми из самых различных слоев общества, и, главное, ради любимого была готова решительно на всё. И что самое главное - имела возможность свободно передвигаться, как по Франции, так и по Швейцарии.

Есть какая-то аллюзия с булгаковской Маргаритой у героини нашего сюжета. "В пестрой многонациональной толпе, которая проходила мимо нас, мое внимание было внезапно привлечено двумя пассажирами: мужчиной и красивой женщиной, выходившими из такси. Женщина меня не интересовала, мое внимание было всецело поглощено мужчиной. Казалось невероятным, но предо мной был не кто иной, как тот разведчик, который ускользнул из рук нашей союзной контрразведки в Гавре каких-нибудь три месяца назад. Шпион и его спутница вошли в кафе.  
Выражение моего лица было, очевидно, очень красноречивым, так как мой французский коллега встревоженно спросил: 
— Что с вами? 
Я ему рассказал о причине своего волнения. 
— Какое счастье! — изумился он. — Я остаюсь, чтобы помочь вам. Будьте на страже, они от нас не уйдут. 
Через 10 минут я посмотрел вокруг себя на весело разговаривающие группы за столиками. Среди усаживавшихся в кресла то здесь, то там посетителей я насчитал трех работников французской разведки. Все они имели при себе огнестрельное оружие и были хорошими стрелками. 
Мы ждали свыше двух часов. Наконец, сигнал был дан. Разведчик и его спутница собирались уходить. Когда они вышли из кафе и медленно направились к площади Мадлен, мой коллега и я тесно подошли к ним с обеих сторон. Следившие за ходом дела французы немедленно сделали то же самое. 
Это не был сенсационный арест. Это была группа «неожиданно» встретившихся людей. Однако эта встреча была последним салютом двум из наиболее опасных разведчиков, которые когда-либо работали против союзников. 
Арестованный оказался немцем, по фамилии Андрэ Потэн, он же Отто Ведербург, он же Густав Рихофен. Шпион имел еще много других ложных имен, но под этими тремя был наиболее известен. 
Это был двойной успех, потому что женщина оказалась знаменитой Маргаритой Франсиляр, о которой я буду говорить в одной из следующих глав.
Есть какая-то аллюзия с булгаковской Маргаритой у героини нашего сюжета. "В пестрой многонациональной толпе, которая проходила мимо нас, мое внимание было внезапно привлечено двумя пассажирами: мужчиной и красивой женщиной, выходившими из такси. Женщина меня не интересовала, мое внимание было всецело поглощено мужчиной. Казалось невероятным, но предо мной был не кто иной, как тот разведчик, который ускользнул из рук нашей союзной контрразведки в Гавре каких-нибудь три месяца назад. Шпион и его спутница вошли в кафе. Выражение моего лица было, очевидно, очень красноречивым, так как мой французский коллега встревоженно спросил: — Что с вами? Я ему рассказал о причине своего волнения. — Какое счастье! — изумился он. — Я остаюсь, чтобы помочь вам. Будьте на страже, они от нас не уйдут. Через 10 минут я посмотрел вокруг себя на весело разговаривающие группы за столиками. Среди усаживавшихся в кресла то здесь, то там посетителей я насчитал трех работников французской разведки. Все они имели при себе огнестрельное оружие и были хорошими стрелками. Мы ждали свыше двух часов. Наконец, сигнал был дан. Разведчик и его спутница собирались уходить. Когда они вышли из кафе и медленно направились к площади Мадлен, мой коллега и я тесно подошли к ним с обеих сторон. Следившие за ходом дела французы немедленно сделали то же самое. Это не был сенсационный арест. Это была группа «неожиданно» встретившихся людей. Однако эта встреча была последним салютом двум из наиболее опасных разведчиков, которые когда-либо работали против союзников. Арестованный оказался немцем, по фамилии Андрэ Потэн, он же Отто Ведербург, он же Густав Рихофен. Шпион имел еще много других ложных имен, но под этими тремя был наиболее известен. Это был двойной успех, потому что женщина оказалась знаменитой Маргаритой Франсиляр, о которой я буду говорить в одной из следующих глав.

Андрэ Потэн, который, который на деле был германским разведчиком (резидентом), собиравшим информацию от наёмных агентов Германии, которые приезжали из Франции в Швейцарию, решил использовать эти свойства Маргариты. Он её вербует и делает связной по сбору информации среди агентов Германии на территории Франции.

По договоренности с Потэном Маргарита раз в три месяца приезжает в Швейцарию, проводить месяц с любовником, а потом вновь выезжает во Францию, где собирает информацию от германских агентов, как проживающих во Франции, так и приезжающих туда для передачи информации связнику.

Когда Маргарита возвращалась из Женевы после своей вторичной поездки, агент французской тайной полиции, занимавшийся на границе проверкой паспортов лиц, въезжающих во Францию, и сотрудничавший с военной контрразведкой Франции, доложил своему руководству о подозрительных с его точки зрения вояжах Маргариты.

За Маргаритой установили негласное наблюдение, фиксируя её связи. Всех, с кем встречалась Маргарита во Франции, или, кто приезжал во Францию из Швейцарии, по линии бюро Потэна, брали под наблюдение и позволяли свободно разъезжать по Франции и заниматься сбором информации.

Во второй половине 1917 года, Маргарита вернувшисьиз Швейцарии в Париж, поселилась в гостинице в Латинском квартале. Шесть месяцев она принимала здесь всевозможных иностранцев — голландцев, испанцев, греков, шведов, датчан – которые приносили ей информацию для передачи в Женеву Андрэ Потэну.

Современный Латинский квартал
Современный Латинский квартал

В начале 1918 года французская контрразведка, по согласованию с союзниками по Антанте, произвела широкомасштабные аресты всех германских агентов, выявленных с помощью слежки за Маргаритой. Среди прочих арестованных оказался и сам Андре Потэн, который был казнён позже по приговору французского военного суда.

О судьбе Маргариты источник умалчивает, ограничивших фразой, что с этого момента «полезная роль Маргариты для Франции закончилась».

И понимай, как хочешь: то ли Маргарита была влюбленной дурочкой, завербованной Андрэ Потэном, то ли она агент французской контрразведки, подставленный германскому резиденту.

(Источник: Вудхолл Эдвин)