Найти тему

Трапеза

62 Глава.

Будь свят. Чудо голодания.  Диво недоедания. Красота поста. «Ты лучше голодай, чем что попало есть». Не верно есть скверно.

Вопрос о том, «Кто кого может есть и кто кого должен есть?» - поставлен Самим Господом и в виде благословления, и в виде закона, и в виде пожелания, и в виде обещания. Кроме того, Бог связывает поедание мяса, с духовной чистотой и с душевной святостью того кто ест, и с чистотой того, кого едят.

Мне почему-то сразу навеялось, что у слова «совесть» появляется вариант прочтения «совместно есть». Можно ли совесть наесть или проесть? 

«Он был мне больше, чем родня, он ел с ладони у меня» - Владимир Семёнович Высоцкий, как это у него часто бывает, сформулировал цель, смысл и значение совместной трапезы промеж людей. В этой «Дорожной истории» нет ни слова о Господе, но то, что Иисус Христос был среди них, в этом у меня сомнений нет. 

Совместная трапеза очень много значит в деле созидания общего духа, единения душ.  На это были направлены всенародные пожертвования древних евреев с совместными молитвами и трапезами,  приёмы и пиры у царей и князей со своими дружинами и дворами, народные гуляния,  в советские время  устраивались и поощрялись всякие маёвки и прочие народные собрания. Это чудо - когда люди собирались вместе поблагодарить Господа и чем Бог послал отведать под душевный разговор с последующими песнопениями и танцами. На это же направлены семейные обеды родителей со взрослыми «детьми», внуками и прочими родственниками и соседями. Самое важное первым делом пригласить Господа на совместную трапезу, поблагодарить за дары еды и попросить благословения.

В организации совместной трапезы и вкушения нет не важных мест: компания, место, вид из окон, интерьеры, скатерти, столы, стулья, приборы,  посуда, цветы и прочие украшения, музыка и её громкость, духовный вождь пира (тамада) и его организатор, рассадка гостей для благоприятного общения, названия блюд и напитков и таки далее - всё должно дарить радость, доставлять кайф, чтобы был шанс словить кураж и вознестись духом… 

Я как-то, когда мне было лет 55-56,   трудился в одной небольшой, но достойной энергетической компании, в которой была молодая женщина , годов эдак 25-30-ти, администратором системы документооборота. Она иногда, во время отсутствия секретаря, исполняла её обязанности   и имела доступ в комнату отдыха, «чайхану» и «кофийну» для руководства. И вот она, услышав от меня звучание кофейного напитка "эспрессо" как «ЭКСпреССО» уныло поправила, что надо говорить правильно «эспрессо» потому, что это - метод приготовления кофе путём прохождения горячей воды (92-96 °C) под давлением (около 9 бар) через фильтр с молотым кофе.  Вот это «эспрессо» и переводится на русский «под давлением».  Конечно, мне, как человеку с несколькими кое-какими образованиями, было известно грамотное произношение названия этого напитка. Я ей тогда сказал: «Дорогуша,  в вашем произношении «эспрессо» чувствуется многовековая усталость всего еврейского народа и принудительная унылость истечения горячей воды через фильтр с груборазмолотым кофе и ничего более… вот это ваше «эспрессо», оно,  как истечение воздуха из пробитого колеса в тайге километрах в пятистах от ближайшей шиномонтажки без домкрата в багажнике … Но, стоит в произношение добавить всего один звук и произнести "эКспреСсо" как сразу меняется тон, тембр и появляется в звучании драйв, движуха, экспрессия и кураж. Иногда лучше произнести неправильно, но получить удовольствие и от названия, и от вкуса, и от послевкусия… Это - искусство извлечения радости из обыденного мимоходного «фрагмента жизни, брошенного нам»... Интересно, что эта молодая особа как выглядела, как говорила, так и жила, кутаясь во множество тёплых бесформенных сероватых или бледногрязнозеленоватых, отдающих на вид болотом,  одёжек, мелкими шаркающими шажками передвигаясь по офису, чтобы не поскользнуться на мокром чисто вымытом полу. А ведь «подскользнуться» звучит существенно живее. Многое из неправильного гораздо живучее правильного, потому что ближе к жизни. Ну да это вопрос вкуса. Однако в трапезе и в отношении к ней нет мелочей, особенно в вопросах вкуса и послевкусия.

Господь в 11-й главе Книги «Левит»  сказал Моисею и Аарону дать сынам Израилевым «закон о скоте, о птицах, о всех животных живущих в водах, и всех животных, пресмыкающихся по земле, чтобы отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно». Соблюдая этот закон им можно освятиться, потому что Бог, давший этот закон, свят. Господь многократно подчеркивал, что нечистым указанное Им животное является только для сынов Израилевых, а для остальных и про остальных ничего не говорил. По-моему, так Бог Свои предпочтения в мясе животных, птиц и рыб довёл до ушей Своих людей Своего Им избранного народа. Иными словами, Бог рассказал им про Свои вкусы и понятия о чистоте. Когда Он говорит, что «они не чисты для вас», Он имеет ввиду, потому "не чисты для вас", что они не чисты для Меня. Действительно, кроме сынов Израиля их Богу больше никто даров не приносил. Остальные - язычники. Животные - хорошие, потому что их тоже создал Бог, но не все чистые для избранных. Бог желает разделять трапезу со Своими людьми, как Глава Своего народа,  поэтому они должны есть то же, что и Бог. Господь создал и добрых, и злых, и чистых, и скверных. Зачем? Чтобы было хорошо всем вместе. У свиньи есть шанс стать чистым животным? Тотоже! Чем свинью не корми, хоть одними райскими яблочками, и сколько не заставляй жевать из них жвачку, она всё равно останется нечистым животным. Она и нужна нечистая. А сын Израилев своим питанием может осквернить свою душу или освятить её, то есть сделаться святым. Почему вопрос питания, по мнению Бога, так важен для человека в смысле чистоты его души? Бог - самый большой материалист. Он говорит, что пища прямо влияет на чистоту души сына Израиля через потребление. Кроме того, даже прикосновение к трупу влияет на временную чистоту его души. Живые души делятся на чистых и нечистых (скверных), а трупы - все нечисты. Мой досужий домысел: в любой живой душе животного живут чистые и нечистые духи. Та, в которой чистых больше, чем нечистых, является чистой и животное, носитель чистой души, чистое. Чистые духи - духи жизни. Нечистые - духи смерти. У трупа нет духов жизни - он нечист любой. Нечистый - мёртв для Бога. А Он Бог живых, а не мёртвых. Потому Христос и разрешил бесам вселиться в Гардаринское стадо свиней, что нечистое пожелало вселиться в нечистое. А когда масса нечистого в них стала критической всё стадо побежало топиться. Неизбранные могут есть нечистых, потому что они чистыми в глазах Бога стать всё равно не могут по причине неизбранности. Кто-то на земле и на небе должен делать нечистую работу? Бог, избрав Себе избранных, остальных оставил, для совместного сосуществования с ними. Вероятно, с точки зрения Бога, не чистый и не хороший – разные скоты. Все хорошие, но не все чистые. Прям, как люди. Но скотов Бог создал такими, что они очиститься или оскверниться не могут. Сыны Израиля могут осквернить душу едой и потом её очистить, или освятить душу едой. Такая опция доступна другим людям? Бог не разделял, не разделяет и не намерен разделять трапезу с неизбранными. Только со Своими. Христос дал "причаститься" на тайной вечере хоть одному неизбранному? Тотоже! Хочешь пожить в шкуре избранного? Вперёд! Исполняй все заповеди, законы, указы и постановления Божии. Запрета нет. Но и обета тоже нет. На усмотрение Суда. Но так мне кажется даже правильнее, честнее что ли, в смысле бескорыстнее и полностью полагаясь на свою веру и Божью волю. 

Человек ест мясо убитого животного, без крови, то есть без его души. Как мясо становится нечистым у живого животного? - От рождения. Если по аналогии рассуждать, то оно чего-то не то и не так ест. Бог так и говорит, если не жуёт жвачку – его есть не должно. А вот причём здесь конструкция копыта ума не приложу!? Впрочем, чтобы слушаться ума много не надо, делай, как написано, коли Богу веришь, и дело с концом. И ещё один ещё более досужий домысел: конструкция раздвоенного копыта - это на самом деле аналог опоры человека на Троицу и на Отца, и на  Сына, как и на Отца,  и на  Святаго Духа, который между Ними. С конским копытом того нет – там опора на одного. Вот и по горам выше всех и ближе к Господу именно горные козлы и туры, они с помощью раздвоенных копыт умеют держаться на почти отвесных склонах скал, то есть там, где с одинарными копытами делать нечего. Кони и верблюды - для равнин. И конечно, интересно, что и баран и козёл – чистые животные, но овцы пойдут к Богу, а козлы - к дьяволу?

Зачем Бог дал сынам Израилевым этот закон? Чтобы они могли "отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно".

До этого Он же «благословил Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и весь скот земной, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все», (Быт.9:1-3).

Сопоставляя эти два благословления Божии прихожу к выводу, что у сынов Израиля был выбор: соблюдать этот закон и попытаться стать святым и чистым, либо не соблюдать и так и жить нечистым скверным. Для того, кто не сын Израилев, Бог так жёстко вопрос не ставит, но и не запрещает соблюдать этот закон.

Кто такие сыны Израиля? – те из потомков Иакова, которого Бог назвал Израилем, сына Исаака, сына Авраама, которые получили этот закон. Все сыны человеческие рождаются необрезанными, поэтому обрезание в этом смысле ничего не значит. Как узнать потомок я Израиля или нет? Если и возможно, то очень сложно, и вот нужно ли? Вопрос в другом. Бог дал сынам Израиля этот закон, чтобы попробовать сделать из них царственных священников и людей чисто святых, которые, если это чудо произойдёт,  могли бы по праву, бесспорно, безусловно и безоговорочно стать царями и пастырями для остальных людей других народов. Поэтому, для не сынов Израиля, можно смело сказать: Хочешь быть чистым? – Будь им! Вот тебе Библия – блюди!!!

Как мне представляется сам вопрос и принцип (критерий) отделения чистого и святого от нечистого и скверного представляет жизненно важный интерес. Также как и процесс и возможности очищения осквернённого.

Загрязнение (осквернение) души происходит от употребления нечистого в пищу или от прикосновения к трупу. Очищение производит время и вода. Это баня и стирка. После бани одеться в чистое и… какое то время стараться не пачкаться. Мне, как большому любителю русской бани, представляется, что когда есть возможность очиститься и какое-то время пожить чистому, то грех ею не воспользоваться. А потому в этом законе Господа попробую разобраться - «я желаю знать подробно кто, куды, чаво и как»…

Пища – дело необходимое не только для временной земной жизни, но и для жизни вечной, ибо скверным она не светит. Правда и освященным сынам Израиля Бог жизни вечной также не обещал. 

Бог не пожелал, чтобы человек вкусил от дерева жизни и стал бы жить вечно. "И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни". Путь к дереву охраняет не только Херувим, но ещё и меч пламенный обращающийся (огненный вихрь всепожирающий). Даже, если мне не светит жизнь вечная, всё равно остаток временной жизни, не хочется прожить в скверне, если есть возможность попытаться хоть немного очиститься.

Первую пищу, как дар Богу, принёс Каин.  «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Бог Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».

Каин, судя по всему, принёс не дар, а взятку. Рассчитывал, что-то получить от Господа взамен. Каин считал, что мир устроен недостаточно хорошо, ему чего-то не хватало. А Авель дал свой дар Богу от души, ничего не ожидая взамен. Он считал, что у него и так всё хорошо весьма. Считать, что Бог создал мир не хорошо, что надо что-то для себя улучшать - и есть первый грех. И Бог прямо об этом указал Каину. 

То, что сделали змей, жена Адама и Адам Бог грехом не назвал. Змея проклял, жене Адама и Адаму послал скорби, но грехом это деяние Бог не назвал. Да и после Господь ни разу не помянул это людям. Про то, что первый грех был в поедании запретного плода, придумали люди. Бог такого не говорил, если мне память не изменяет. А вот мнение, то есть, когда человеку мнится, что Бог не вполне хорошо создал всё – это грех и грех величайший, по моему мнению.))) «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма».  Это главное сообщение и главная заповедь от Бога человекам.  «Весьма» означает, что всем всё везде и во веки веков хорошо. Весьма это - красота и гармония сущего. И Бог не намерен ничего переделывать или улучшать, ибо в седьмой день стал почивать. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал», (Быт.2:2-3).

Смирение  это -  ощущение себя частью мира. Хорошего в хорошем. Бог, я и мир - хорошие, и хорошие весьма. Это по-Божески. А  вот если, я хочу ещё, дай, а то мне маловато будет - это и есть грех. Грех это - недовольство Богом, упрёк Ему. 

И Каин, и Авель считали, что Богу нужна еда, раз они оба, не сговариваясь, принесли ему в дар не молитвы, песнопения и заверения в любви, а плоды земледелия и животноводства. Значит это для них было нечто само собой разумеющееся, несомненное. Они не ожидали от Бога такой реакции: «Вы, что сдурели?! Я – Дух, зачем мне ваша еда»? Такой реакции и не было. Бог на Авеля и на дар его призрел. А вот на Каина и на дар его не призрел. И не потому, что дар не нужен, а потому, что сначала на Каина, на его личные намерения в виде скрытых претензий к Творцу не призрел, и это отношение распространил и на его дар. Дар с греховными намерениями не приемлем.

Ной первым делом после спасения от потопа пригласил Бога на трапезу, Авраам тоже принимал и кормил, Исаак просил сына приготовить ему еду перед благословлением… Еда – дело святое. Всё от Бога.

Прочитав 11-ю главу из Книги «Левит» стал вспоминать, что из нечистого я ел? Медвежатину, конину, страусятину, зайчятину, свинину, сомятину… Осетра искусственно иудейские толкователи приплели к запрету, как и множество всяких морских обитателей, которых к животным в Библейском понимании причислить по моему разумению нельзя.  В общем, я до фига всякого не должного ел. Что понравилось? Да всё вкусно было, кроме медвежатины…  от медвежьего мяса осталось дурное послевкусие. Вот сейчас пытаюсь вспомнить о том влиянии съеденного из перечня того, что «есть не должно» на состояние души, когда я не знал этого закона. Не могу вспомнить какого-то влияния вообще. После того, как впервые прочитал этот закон, но решил, что его Бог дал только сынам Израилевым - тоже. Ни злее, ни добрее от съеденного я не становился, как мне кажется. Соблюдать этот закон - не большой труд. Во всяком случае,  на старости лет так и вовсе грех не попробовать. Конечно, речь идёт о самом законе, так как он изложен в Ветхом Завете, без тех чудных измышлений, которые понапридумывали безудержные раввины в своих талмудах))), чтоб они были так здоровы, как придумывают запреты, прости Господи. Дело не в том, чтобы стать сыном Израилевым, а в том, что, если ты веришь в то, что употребление в пищу мяса нечистых животных оскверняет душу человека, а ты желаешь хоть какого-то очищения, то зачем употреблять? Это аналог православного поста с его диетическими правилами. Бог нам никакого закона о многодневных постах не давал, но в целях очищения души, плоти и крови, мы, те, кто понимает, готовы соблюдать эти правила Церкви. И разумное и добросовестное соблюдение церковных правил поста действительно приносит пользу и духу с умом, и сердцу с душой и плоти нашей грешной. Опытно установлено, что мне и чище становится и радостней. Правило лёгкого недоедания всегда работает на хорошо. Только обожравшись – не хорошо. А временное голодание, как истинный пост, вообще приносит человеку чудные плоды. И для того, чтобы истинно поститься, не надо денег тратить вообще, от слова «совсем». Временное целебное голодание – это как от Бога отказаться для Бога и во имя Его. Как прервать молитву для того, чтобы спасти жизнь или здоровье ближнему. Голодающий накормит голодного. Они по разному голодны.

Вот почему Бог дал этот закон о скотах только Своему народу? Наверное, Ему нужны и святые, и грешные. Как дерево познания добра и зла в центре рая! Всё уже было в раю, и добро, и зло. И змей, и Херувим. Чем отличаются сыны Израиля от других сынов, кроме обрезания. До обрезания - ничем. После обрезания - тоже, иначе придётся предположить, что обрезание влияет на душу и на дух. Про это в Библии нет ни слова. А про грехи сынов Израиля - считай всё Писание. 

Пророк Исайя пишет: «Господь Саваоф превознесётся в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде». Как правда связана с едой? Святость сына Израилева и чистота его души зависит от того, кого он ест? Иисус предлагает тому, кто хочет стать подобным Ему,  есть Его плоть и пить Его кровь. А Он Сам ест плоть и пьёт кровь Своего Отца? Святость от Отца переходит к Сыну, а от Сына к его последователям. "Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною".  Причастие – есть  дозволение Иисуса Христа поцеловать Его. Жив ядущий! Но Сам Христос перед тем, как начать проповедовать сорок дней постился чудом голодания в пустыне. Смысл в соразмерности и чередовании голодания и утоления голода, как в трудах и почивании.

"Будьте святы, потому что Я свят" - это вера Бога в то, что сыну Израиля это возможно, и это пример, который Бог показывает людям, живя среди них в те времена, когда Он произнёс им это пожелание. Иисус Христос - это пример того каким может и должен стать Человек. 

Существование Сущего внутри каждой твари объединяет всё и всех в единый мир гармонии единого Бога, в котором вместе существуют добро и зло, чистые и нечистые, святые и грешные. А иначе и быть не может, ибо Он всё и всех сотворил из Себя и только из Себя, и отпустил в жизнь. Таким образом, весь сотворённый Им мир, есть образ и подобие (копия) Божия. Поскольку человек также есть образ и подобие Божие, то человек в мире есть копия Бога в копии Бога. Человек одновременно сопричастен и Богу, и миру Им сотворённому. 

Познание Отца возможно только духом и только через желание Сына открыть тебе Дверь, которая Он Сам. Но тут нам предлагается познание и приобщение к святости через совершенно материальную пищу. «Будьте святы, потому что Я свят». Бог во времена Авраамовы и Моисеевы "ел" части плоти того же животного, что и все кругом из Его народа. И у Авраама в гостях Троица трапезничала. "И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели". Мясо с молоком ели. Не козлёнка, конечно, сваренного в молоке его матери, но телёнка ели и молоком запивали в пределах одной трапезы. Раввины хотят своих прихожан сделать святее Самого Господа. Думается, что всё-таки проблема пищевых запретов, это вопрос вкуса и послевкусия. Если сам себя, после глубокого исследования Библии и раздумий о Боге, о себе и о ближних,  считаешь сыном Израилевым, то вот тебе, кроме всего прочего, Моисеев закон о скотах. Если нет, то вот тебе благословление Ноево на употребление в пищу всего движущегося, что живёт.

Вот, что сохранилось у меня в памяти к 63 годам из тех послевкусий, которые оставили свой неизгладимый след, который я «забыть не могу» после того, как попробовал первый раз в жизни:

- Кавунцы (маленькие, размером с гандбольный мяч, тонкокорые арбузики) в бочке с квашеной капустой у моего деда на Кубани в подвале зимой – полный рот кайфовых «газиков» и брызги удовольствия их глаз;

- Хурма на Армавирском рынке перед Рождеством Христовым слегка прихваченная морозцем – такого вкусного мороженого не бывает!;

- Персик в конце августа сорванный лично в тени сада под Ташкентом при температуре воздуха в районе 40 градусов по Цельсию – от не надышаться запахом и не напиться соком;

- Свежевыловленная самим енисейская осетрина сырая, кусок рыбы слегка посыпается солью и в качестве единственной закуски после кружки спирта доставляет неописуемое блаженство ядущему не медля и чуть погодя;

- Тройная уха в низовьях Енисея чуть ниже реки Курейки место называют местные «Золотые пески»: первая закладка - сорная рыба (ёрш, окунь, налим), вторая закладка - белая рыба (сиг, чир, нельма), третья закладка - красная рыба (осётр, стерлядь, таймень); на второй день вместо сорной рыбы в первую закладку пошла дикая утка, потом всё то же самое. Сравнивать это немыслимое тритроглодитское транжирство и фармазонство не с чем, потому что повтора такого дикого пиршества у меня больше не было;

- Шашлык из говядины в грузинском ресторане в Ленинграде – нигде и никогда более не приходилось пробовать такое гармонично сочное с жирком тающее во рту мясо. Все, что потом пробовал в хвалёных «европопах» и «америкаках», было порой реально вкусно, но – это было другое;

- Пельмени в бульоне из индейки приправленные сметаной и черным перцем с листом свежей лаврушки в ресторане в Сочи напротив железнодорожного вокзала… – остановиться получилось только после третьей громадной порции включением невероятной силы воли, ибо они, конечно, пользовались под холодную водочку;

- Правильно вяленый и с душой засоленный, вовремя пойманный Дагестанский кутун или Приморско-Ахтарская тарань в Краснодарском ресторане «Рыбачка Соня» с холодным Армавирским пивом;

- Солёные консервированные в томатном соке помидоры Риммы Фёдоровны с утра первым делом после бодуна на холодной веранде оторваться от банки можно было только на рассол из квашеной капусты;

- Лобстер, сваренный в зелёных яблоках с морем укропа и несколькими горошинами душистого чёрного перца, обмакнутый в растопленное Вологодское сливочное масло, запитый глотком холодного Таманского шампанского брют – каждый глоток уходит прямо в мозг, минуя желудок, и порождает, как минимум, гениальные до генитальности мысли;

- Тигровые креветки, после маринада пожаренные на углях, и томлённые в сливках с прованскими травами… Если в это макакало макать свежей французской булкой, то главное держать себя в руках, чтобы не откусить вместе с пальцами, как говорил один хороший прибалт, который и угостил нас этой "бедой" в Завидово на бойком октябрьском фестивале карповой ловли;

- Беляши, чебуреки и манты в исполнении моей жены – без комментариев, просто вкусно, потому что - хорошо.

Вот. Так что один из путей обретения Святаго Духа проходит через материальное потребление: через Кровь и через Плоть. И далее - через то, чем ты дышишь, что пьёшь и что ешь. Через вкушение.  Обретение вкуса как умения отличить добро от зла – не простое дело, равно как  найти добро во зле. Различение добра от зла дело не познания, а вкуса. То, что русскому хорошо, немцу - смерть. Бог потому и расстроился, что Адам с женой вкусили плод познания, а Он хотел им привить Свои вкусы.)))  А как же процесс познания Бога и Им сотворённого мира? Или со всех сторон нужно познавать? Конечно - со всех. Всё нужно пропустить через себя: через живот, через лёгкие, через кожу, через кровь, через душу, через дух и ум, через совесть… пропустить - и выпустить –  то, что останется в тебе, и есть ты.

Иисус Христос является «живым хлебом, сшедшим с небес». Это  - совесть. 

Что такое «есть плоть Его»? – есть Его значит становиться Им. Это не имеет отношения к пище. Это характерные черты личности. Но сам Христос ел и пил с грешниками,  однако не только хлеб и вино: «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Есть плоть и пить кровь Христа означает надлежащим образом исполнять Его волю (сотрудничать с Ним в его команде под Его руководством). Это значит быть пропитанным Им, то есть стать Его образом и Его подобием. Становится понятно, что церковное причастие - хорошее и необходимое дело, но его не достаточно, чтобы стать образом и подобием Христа. Пить Кровь Христа означает быть с Ним одной крови. Чувствовать, думать, ощущать, поступать как Он или как Он ожидает от тебя. Поскольку Бог весь мир создал хорошо весьма, то быть с Христом одной крови означает быть хорошим человеком.  В том мире, который «лежит во зле», несмотря на всю его хорошесть, стать хорошим человеком - не общепринято считать сейчас достойной целью. Целями принято считать стать богатым, влиятельным, популярным, сильным, красивым и таки далее… Не нужно спорить. Зачем? Таки -да, но сначала - хорошим, а потом вдобавок к хорошести и мудрым, и богатым, и красивым, и влиятельным, и сильным, и знаменитым… ну, прям, как Христос. 

Что Христос говорил про Себя? "Я ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю". И "Я всегда делаю то, что Ему угодно" и не в одиночку, а всегда вместе с Отцом и Духом Святым, который от Него исходит. Они всё всегда промышляют и делают втроём, сотрудничая внутри Троицы ладно и хорошо. Так и человек, ставший Человеком, должен во всех помыслах, словах и делах своих быть в ладу и согласии со своим духом и умом, со своей совестью и душой, на радость каждому члену своего тела. Не поставив себе целью стать хорошим человеком невозможно познавать Бога, который есть Хорошо. Невозможно любить ближнего как самого себя, если себя любить не умеешь и не любишь. 

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». (Матф. Гл.26: 26-29).

Обращаю внимание, что первое причастие было тогда «когда они ЕЛИ», а не после молитвы. Поэтому любая трапеза (вкушение пищи и питие вина) должна быть со Христом и по имя Его, и она священна.

«И когда настал час, Он возлег, и двенадцать апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается». (Лк.22:14-20)

В каждой твари и в каждом продукте есть Бог. В небе, в земле, в воде и во всем, что Он создал из Себя. Он Сущий, то есть существует во всём, в том числе и в хлебе, и в вине. И в плоде дерева познания добра и зла. Это дерево и его плод - это и есть Бог, Бог - Троица: Отец - корни, ствол и ветви - Сын, плод - Дух Святый.

"Он стал, как один из нас" – сказал про Адама Бог Отец Богу Сыну и Богу Святому Духу. Почему? - Потому, что ел нас, вкушая плод от дерева познания добра и зла. Мой досужий домысел? – А то!

Любишь Бога? – Дыши Им, ешь и пей Его. Любишь себя? – Дыши собой, ешь и пей самого себя. Любишь ближнего? – дыши им, ешь и пей его, любя, как самого себя. Любишь мир, сотворённый Богом? —  дыши им, ешь и пей его. В чём сущность и общность добра и зла?- Во всём. Никогда не было, нет и не будет ничего, кроме Бога.

Вот. Тот, кто любит в хорошей компании гармонично поесть и красиво выпить, и делает это с любовью, что-то важное ведает о Боге, даже, если сам не знает того.