Найти тему
Фантастика на всю

"Мол": фантастический рассказ Кассандры Тарасовой

Автор предлагаемого вашему вниманию рассказа - давняя знакомая по фантастике, участница конвентов "Фанданго" Александра Донская (псевдоним - Кассандра Тарасова)
Автор предлагаемого вашему вниманию рассказа - давняя знакомая по фантастике, участница конвентов "Фанданго" Александра Донская (псевдоним - Кассандра Тарасова)

Мол

Этот костюм-тройку он привёз ещё с Земли – давно это было. Прекрасный материал, стоил, небось, больших денег. Видимо, это и был каприз его хозяина – как следует принарядиться напоследок. Гладко отутюженная белая рубашка с накрахмаленным воротничком, запонки – увы, только позолоченные, и обязательно – платок в кармане пиджака.

Чёрная бабочка, которую он так старался завязать красиво, сгорела последней. Дельта сидел на металлическом полу, скрестив ноги – так любил делать его хозяин. Тот самый, который сейчас и превращается в пепел перед ним.

– Грустишь? – раздался сзади вопрос.

Робот не обернулся.

– Грустишь, я же вижу, – инженер Д. подошёл поближе и положил руку ему на плечо. Ладонь слегка тряхнуло током.

– Ладно, ладно, оставлю тебя в покое. Хотя, знаешь что?

В ответ только звуки пламени тревожили тишину.

– Нам всем не будет хватать старика. Хорошим человеком был, да и к тебе относился, тоже вроде хорошо. Ты не думай – да строгим был, но так ко всем. А то, что он тебя «консервной банкой» звал, то это так, любя.

Робот поднял голову и стал присматриваться к инженеру. Тот пробыл здесь всего три года – как он мог знать его бывшего хозяина хорошо?

Дельта встал, подошёл к сжигателю и нажал пару кнопок. Забавная, право, эта вещь – и то, как её можно использовать. Один раз он сам чуть туда не угодил – проблема с коленом, забыл тогда смазать, да и кусок арматуры под ноги попался, а потом перед визорами мелькнуло раскалённое жерло с жаркими всполохами. Ограда помялась – эта задержка его и спасла. Дело было на свалке, его любимой свалке за мотелем, куда отправлялся весь лом и космический мусор.

- Куда, жердь недоломанная! – бригадир Адамс рванул его за талию и отбросил в груду ржавого металла.

Тогда старик чуть не вывихнул руку – шестьдесят килограммов бросить – не шутка.

Спасибо, – ровным голосом сказал робот.

– Что ты сказал? – не понял Д.

Робот дернул пальцами, как очнулся от морока. Продолжил набирать пальцами комбинацию на панели. Поставил в нишу титановую жаропрочную урну, закрыл отсек. За прокалённым стеклопластиком, послышалось тихое сопение. Пепел от тела медленно ссыпался в контейнер. Сверху захлопнулась крышка, из камеры мгновенно выкачался воздух, загерметизировав урну.

Ввод продолжился – надо было выбрать шрифт поизящнее. На титановой пластине, тонкая палочка стала выводить витиеватые буквы и цифры.

Закончив фразу, электрод спрятался в стену. Пластина как влитая легла на бок урны и намертво пристала там.

Из щели со свистом вылетел сжатый воздух. Дельта приподнял урну и прижал её к груди.

Спасибо, – ответил он у двери. – Я сказал спасибо.

***

Комната опустела. Космос всё так же гудел за окном, круглое окно занавешено короткой занавеской. На ящике с теперь уже ничейными вещами, стояла урна.

Дельта всё так же сидел на полу, поглаживая пальцами старую книгу. Потрепанный корешок, с повылезавшими волокнами, тихо хрустел под его рукой. Теперь эта вещь перестала нормально работать. Как и всё в этой комнате.

Кровать с матрасом – уже продезинфицированным и завёрнутым в целлофан. Стенной шкаф с одеждой – уже без одежды. Старый календарь на стене – уже как девять лет своё отслуживший.

Осколки на полу – Адамс тогда скинул стакан на пол. Рука резко дёрнулась, сбила его, он зазвенел. Дельта бросился к нему, положил руку обратно на кровать – она была до странного холодной. Тогда влетел инженер, а за ним и заправщик, стали кричать, расталкивать Адамса, откинули одеяло, били по грудине. Дельта стоял в стороне у стены не понимая и не зная что делать. Этот странный алгоритм не был загружен в его понимание.

Он – робот, помощник на заправке с капсульным мотелем, в этом скоплении астероидов. Что-то починить, что-то заправить, доставить топливо – это он понимал, знал, умел. Но что делать с человеком, когда он перестал нормально функционировать, Дельта понятия не имел – он не робот-медик.

Жаль, – Дельта продолжал поглаживать книгу по корешку.

Потом инженер сказал, что у старикана было больное сердце и, что, ничего он не смог бы сделать. Даже реанимационный аппарат не привёл Адамса в чувства.

– Кончен бал. Звони куда надо, – сплюнул инженер и накрыл Адамса простынёй. – Ты! – обратился он к Дельте. – Помогай.

На следующий день пришло время для костюма-тройки.

***

Операторская будка почти никогда не пустовала – старик Адамс, приставив к себе микрофон, правил там бал. Он любил ощущать себя хозяином, да и остальные не жаловались. Звездолёты оперативно получали топливо и мелкий ремонт, команда – полноценный отдых в капсулах мотеля – и всё под чётким руководством старика. Дельта тоже не отставал – ему нравилось ощущать себя важным и нужным. По металлическим молам, сновали туда-сюда, роботы, люди, корабли приставали и отправлялись обратно в плавание по «этой большой пустоте», как любил называть космос Адамс.

Теперь в его кресле сидит другой – второй по старшинству.

– Наконец, закончил отчёт, – инженер Д. Откинулся на спинку кресла. То скрипнуло в ответ.

Дверь отъехала в сторону, заправщик Н., тяжело дыша, вошёл и облокотился об стол. Помолчал с полминуты и потянулся к железному шкафчику на стене. Открыл его, нажал пару кнопок – воздух наполнился терпким горьким ароматом.

– Кофе будешь?

– Да, давай,

– Я поговорил с капитаном одного корабля.

– Ну и?

– Пришлось поторговаться, но договорились.

– И так?

– Старикана доставят куда надо.

– Неужто на Землю летят?

– Да не совсем. Близко пролетать будут, в районе Нептуна. В капсулу его поместят, координаты зададут – сам долетит.

– А, ну так. Когда, говоришь, летят?

– Завтра, в пять.

– Вечера?

– Утра.

– А на что договорился?

– Запасной аккумулятор и лишних пол бака топлива. Сегодня вечером поведу его на свалку, так и найдём что нужно.

– Почти задаром, я уж боялся, что они денег попросят.

– А у старика не осталось?

– Не, его счёт заблокирован. Всё переведено… Да не знаю, перевёл он всё куда-то перед тем как закинуться!

– У него же никого не было?

– Да нет, вроде.

– Может он так с этим Дельтой так и носился?

– Тогда вот что я скажу – старикан точно из ума тогда выжил. Передай подсластитель.

Прихлёбывая горький кофе, инженер и заправщик без интереса смотрели на потёртый корабль, который уже завтра избавит их от небольшой, но надоедливой проблемы.

Как бы они ни уважали старика при жизни, но после смерти он им задал задачку. Но, в космосе был негласный уговор – если покойный хотел быть погребённым на Земле, это надо было исполнить. Поговаривали, что Земля уже давно похожа на больше кладбище из-за вот таких вот просьб и завещаний. Но уж больно живуче было суеверие – примета и в космосе примета.

– Карма портится, знаешь, – пробормотал инженер.

– Чего?

– К насосам, говорю, иди! Заправлять лишних пол бака кто будет?

– Этак, скоро и меня менять придётся!

– Через пару дней нам пришлют замену, ничего продержимся.

– Хорошо бы.

– А с роботом что?

– Не знаю. Может и его надо будет поменять. Уж больно он к старику был привязан, да и модель уже устаревшая. Кстати, где он?

-2

***

Дельту они не видели уже целые сутки. Вдвоём на заправке попробуй справиться, даже хорошо, что он не путался под ногами. Без старика за ним некому было смотреть – да и некогда.

Дельта тоже так думал – ему тоже было некогда. Он тащил тяжёлые солнечные батареи к старому молу на краю свалки – самому ненужному месту на этом клочке астероида. Когда-то и к нему подлетали корабли – всё это уже в прошлом. Спотыкаясь, Дельта путался в проводах, выдирал моторы из корявого хлама, перевязывая, сваривая и подключая. Грудную клетку он вскроет в последнюю очередь – когда мол уже будет далеко и он поймёт, что внутренние аккумуляторы на исходе, а дополнительные закончатся. Они закончатся – до Земли путь неблизкий. Как хорошо, как хорошо быть роботом – не надо думать ни о кислороде, еде, воде и прочих странных вещах, которых он не понимал, но без которых люди не могли нормально функционировать.

Урну можно взять в последнюю очередь – старик всё ещё у себя в комнате. Он поставил его у иллюминатора – Адамс обожал так сидеть по вечерам с книгой. Водил пальцем по строчкам, бормотал что-то, останавливался, и начинал смотреть через стекло, словно вспоминая что-то. А после этого Дельта приносил ему чай с травами, его любимый.

– Дейл, – один раз он так его назвал.

Дельта, – и робот подал дымящуюся чашку.

Странно. Ему понравилось это имя.

Чадил запасной сварочный аппарат – скобы медленно приваривались к старому молу, аккумуляторы занимали свои новые места. Он их скинет, когда придёт время. Теперь осторожно – обратно, за батареями. По пути будет несколько звёзд – это должно сработать.

А, точно. Надо ещё придумать страховку – и не только для себя. Интересно, на этой свалке есть титановые тросы?

***

В четыре часа маленький астероид задрожал.

Старый мол, куда Дельта и старик Адамс ходили по вечерам, покинул своё насиженное место. После взрыва, двигатели сами включились и стремительно уносили своих двух пассажиров туда, к месту назначения.

– Ну, теперь одним волнорезом в космосе стало больше, – инженер поставил сапог на оставшийся кусок камня. Тот дёрнулся и полетел прочь.

– Эх, ну вот не мог он сказать, что собирается это вот сделать?

– И не говори.

– Ничего бы тогда не обещали!

– Ну не дури. Вряд ли он доберётся. По-твоему, я бы дал ему это сделать, если бы знал, что он задумал?

– Нет, наверное.

– Вот и я о том же.

Глядя вслед удаляющемуся куску старого камня, обитого железом, непонятная грусть заколола им грудь слева. Их теперь здесь не четверо, не трое. Чёрт, их было трое.

Заправщик тяжело вздохнул. Это странно – почему ему вдруг захотелось помахать им шляпой вслед и крикнуть «Счастливого пути!»

– Ладно, пошли, – хлопнул его по плечу инженер. – Надо хоть данные его передать. А вдруг у Дельты получится? Чтоб хоть место было, если прилетят.

– Когда прилетят, – добавил заправщик.

Дельта сидел рядом с клеткой – как хорошо, что он её поставил. А не то урна бы улетела. Просунув железные пальцы между грубых прутьев из остатков арматуры, он нежно погладил титановую поверхность.

Спасибо, – сказал робот. – Я – Дейл.

***

Решение сбивать неуправляемый объект отменили в последнюю минуту. План-перехват сработал, и кусок камня теперь мирно покоился на запасной взлётной полосе.

Дежурная бригада отсека №12 сорвалась с места и теперь рассматривала находку из далёкого космоса.

У единственной работающей с перебоями солнечной батареи, съёжившись как эмбрион, лежал потрепанный робот. Его вскрытая грудина чуть искрила, руки вцепились в ржавую клетку с заключённой в ней титановой урной.

Поверхность камня рядом с клеткой была покрыта выцарапанными полосками. Среди них можно было разобрать имя «Дейл». Стёртая фаланга указательного пальца слегка подёргивалась.

– Эй, давай сюда! – крикнул оператор. – Резак несите! Механик! Эта штука ещё работает! Давай быстрее!

Сквозь сон, Дельта слышал чьи-то шаги. Видимо, Адамс после смены снова позовёт его пойти с ним на мол смотреть на звёзды. Это хорошо. Он любит звёзды.

-3
Обложка сборника фантастики, в который вошёл этот рассказ.
Обложка сборника фантастики, в который вошёл этот рассказ.

Да здравствует Воображение!

Viva Imaginatia!

При подготовке статьи были использованы материалы, любезно предоставленные Александрой Тарасовой.

Другие публикации канала - тут

Помочь каналу можно совершив перевод на карточку
РНКБ: 2200 0207 0396 7564 или
СБЕР: 2202 2036 5541 9531

Если хотите ознакомиться с книгами автора канала, жмите здесь

Случается, что некоторые публикации канала ограничивают в показах. Чтобы вас это не тревожило - не забывайте подписываться!

--------------------

Уважаемый читатель! Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк и подписывайся на канал. Это сейчас особенно актуально для развития канала "ФНВ". Спасибо, что ты с нами!

Буду признателен за комментарии, оставленные прямо здесь ;-)