Эксклюзивное интервью с современником Джона Дикона, который не понаслышке знает о мастерстве игры Джона.
Нил Мюррей ‒ уважаемый басист в мире хард-рока и хеви-метала с блестящей карьерой в Coliseum II Whitesnake, группе Гэри Мура, Вау Вау, Black Sabbath и многих других. С 2002 года он сыграл басовую партию Джона около трех тысяч раз в качестве басиста в мюзикле We Will Rock You, а также выступал с Брайаном Мэем и Роджером Тейлором. На этот раз мы попросили его рассказать о мало известной истории знакомства с Джоном Диконом (который на год старше Нила). Они симпатизировали друг другу, несмотря на их разные музыкальные стили. А также Нил рассказал нам о своих впечатлениях от игры Джона.
• Интервью и текст ‒ Гленн Уильямс
• Фото ‒ Юки Куроянаги
Вы впервые встретили Джона на фестивале 'Rock in Rio' в 1985 году. Какое впечатление произвел на вас тогда Джон?
В то время мне нужно было написать об этом в своем дневнике! Я разговаривал с Джоном и Брайаном Мэем на вечеринке EMI и, честно говоря, не знал, что сказать. С тех пор я видел Джона несколько раз. Он приходил на премьерный показ We Will Rock You, и после этого мы общались с ним на вечеринке. А через несколько месяцев он пришел на концерт в Гайд-парке, где я выступал. Концерт был промоушеном мюзикла, и я исполнил несколько песен с остальными участниками группы. Он очень дружелюбный парень. Я помню, что встречал его пару раз в клубе Music Machine в Кэмден-Тауне в начале 80-х годов. Он рассказывал мне о том, что он отвечает за деловую сторону Queen и управляет гала-концертами.
Как нам всем известно, сейчас он ушел на пенсию и больше не участвует в жизни группы Queen. Очень жаль, но это его решение, и мы должны уважать его. После смерти Фредди он потерял интерес к Queen. Возможно, даже к самой музыке.
Насколько новаторской была музыка Queen в 70-е и 80-е годы?
Трудно ответить на этот вопрос. Для меня он басист другого типа. В 70-е годы его басовый звук был ортодоксальным. Он был приятным, но в нем не было такого характера, как, скажем, у Джека Брюса, Тима Богарта или Жако Пасториуса. Джон иногда играл так, как ему хотелось, иногда в самой высокой тональности, а иногда в самой низкой. Затем он разработал уникальную мелодическую линию, которая стала синонимом группы. Если баллада начиналась с тихого вступления, Джон вставлял высокие тона на фоне вокала. Но я думаю, что он был гораздо более авантюрным, чем я. Мой стиль ‒ просто играть мелодично в такт. Я не знаю, как играть тихие вступления, к которым я не привык. Трудно представить, чего бы хотели от меня Брайан и Фредди. У самих композиторов часто бывают свои идеи. Я думаю, ему потребовалось несколько лет, чтобы найти композиторскую сторону и то, что он хотел выразить на басу. Ему потребовалось некоторое время, чтобы найти свой собственный способ игры, выходящий за рамки ортодоксального баса, как и многим басистам фанка и диско 80-х. Песня 'Another One Bites The Dust' звучит очень похоже на 'Good Times' группы Chic. Поэтому я думаю, что эти песни оказали на него влияние, и он нашел в них свое направление. В его 'I Want To Break Free' он играет на гитаре в дополнение к басу. Я думаю, он хотел сам все контролировать. Но это мое предположение, поэтому я не знаю, правда это или нет.
Когда вы слушаете музыку Queen, бас не особо выделяется, но если послушать записи трек за треком и различные миксы, которые были выпущены в последнее время, вы слышите очень уникальный звук, который невозможно повторить. Они с Брайаном настолько усовершенствовали свою игру, что было бы глупо пытаться воспроизвести ее нота в ноту. Когда они выступали, то в той или иной песне, он, скорее всего, использовал другой бас. Конечно, выпущенная версия ‒ это готовый вариант, но если вы послушаете концертную версию, то услышите, что он играет не совсем так, как на записи. Если прослушать, например, все версии песни 'Somebody To Love', то вы удивитесь, что существует 50 вариантов одной только басовой партии.
Я думаю, что Джон обладал способностью подчёркивать мелодии Фредди своей игрой, а не просто поддерживал Брайана. Что вы об этом думаете?
Именно так. Я думаю, что он больше ориентирован на мелодию, по сравнению с басистами, которые просто берут главную ноту за основу. Он из тех игроков, которые рискуют в песне. Но в то же время он мог играть в ортодоксальной манере. В его игре присутствовали все элементы. И в то же время он мог сделать песню особенной.
Некоторые песни Queen подтверждают его выдающуюся игру на бас-гитаре. Джон использовал пальцы и медиатор в зависимости от ситуации. В основном он играл только на басу Fender Precision. Насколько ваша игра соответствует его игре в мюзикле We Will Rock You?
Я не играю медиатором. В игре Джона есть вещи, в которых, как мне кажется, он играл с медиатором, например, 'Under Pressure'. Но я его не использую. Я играю пальцами сильнее, чтобы получить тот же звук, что и при игре с медиатором. Хоть я и не могу утверждать это. Я также использую Fender Precision и подобные модели. Но это не стандартные модели. Я использую те, которые могут снижать и усиливать высокие, средние и базовые частоты, так что я могу получить правильное звучание для любой песни. Когда дело доходит до живых выступлений, я некоторые басы использую только для определенного звука пользуясь напольной педалью управления. Гораздо проще это делать с помощью ручки управления на басу. Некоторые песни я исполняю иначе, чем Джон. Например, 'I Want It All'.
Производитель сделал для меня на заказ пятиструнный бас. Джон играет на обычном четырехструнном басу, но партитура нашего шоу в ином ключе, добавлены вступление и концовка ‒ нам пришлось спуститься на октаву вниз, чтобы взять ноту "си". Вот почему нам понадобился пятиструнный бас. В 'Crazy Little Thing Called Love' актер играет на бас-гитаре подражая группам в стиле скиффл в 50-х годах. В этой песне я играю на безладовом басу. В других сценах я использую электрический вертикальный бас. В конце акапельной части песни я перехожу на обычный четырехструнный бас. Песни 'Fat Bottomed Girls' и 'Headlong' написаны в тональности ре мажор. Для них мне приходится перестраивать одну струну или, опять же, использовать пятиструнный бас.
Я пользуюсь бриджем для бас-гитары фирмы Хипшот. Это позволяет мне делать настройку максимально быстро. Он стоит на большинстве моих басов. Я не всегда играю на пятиструнном басу, поэтому предпочитаю это удобное устройство.
Precision ‒ отличный бас для того, чтобы Джон мог играть на двух верхних струнах, ближе к звукоснимателю над 12-м ладом. Это особенно хорошо для такого рода воспроизведения, и даже когда вы опускаетесь в более низкое положение, половина звукоснимателя подхватывает его и издает очень теплый и глубокий звук. В некотором смысле, Джон мог играть много разных тонов и линий, чего нельзя было бы сделать ни на одном другом басу.
Как его коллега, что вы думаете о технике игры Джона?
Лично на меня его игра ни как не влияла. Я занимался этим профессионально задолго до того, как Queen стала знаменитой. И я не так уж много слышал о поп и рок-музыке 70-х. Но я должен был изучить его игру, когда я был в группе Брайана Мэя. От меня не требовалось подражать каждому звуку. Я просто хотел отдать должное творчеству Джона и относиться к нему серьезно, ведь его опыт столь долгого исполнения песен в Queen поражает. Мне не обязательно было быть клоном Джона Дикона. Но было приятно узнать, как он играл.
Переводчик ‒ Любовь Иванова
Особая благодарность за помощь в переводе:
Анастасии Шестаковой (второму переводчику с японского);
Руслану Парканову и Дмитрию Пименову (консультантам по вопросам технических музыкальных терминов)
Друзья, поддержите нас своим лайком и подпиской на наш канал. Мы также приглашаем всех в наше сообщество в ВК Master Stroke. Ваша активность ‒ мощный мотиватор для нас!