Деревенский школьник, учившийся в третьем классе, зашел в гости. Одноклассник обещал показать механическое устройство для набивки табаком папиросных гильз. А может быть, одноклассник сказал, что у него появился новый набор пластмассовых солдатиков красного цвета. И школьник напросился в гости, чтобы солдатиков посмотреть. Но в квартире внимание школьника привлек книжный шкаф. И книги в шкафу. Среди книг был роман "Петр Первый" А. Н. Толстого.
Школьник попросил дать ему роман на две недели. И одноклассник разрешил ему книгу взять. Разумеется, это удивительно. Ведь книга принадлежала не однокласснику, а его матери.
Мать одноклассника работала учителем русского языка и литературы в той неполной средней (восьмилетней) школе, в которой учились наши герои.
Губер Е. "Ринггенберг. Сельская школа".
Через две недели школьник принес "Петра Первого" в школу, чтобы вернуть. Учитель начальных классов книгу увидела. Сказала, что такие книги детям читать запрещается в силу малого возраста. Учитель изъяла роман. И поставила на педагогическом совете вопрос о ненадлежащих методах воспитания и обучения, к которым прибегает учитель русского языка и литературы. Ненадлежащий метод заключался в том, что коллега через своего ребенка раздает детям книги для чтения. Такие книги малые дети читать не должны, поскольку не поймут их в силу возраста.
Школьник роман прочитал за две недели, над прочитанным не задумывался. Запомнились ему славные персонажи: князь-кесарь Ромодановский (почему кесарь, если князь), Александр Меншиков, Петр и русский мужик Федька Умойся Грязью.
Ни учитель русского языка и литературы, ни ее сын не упрекнули школьника за то, что решил книгу вернуть в школе перед уроком, а не украдкой.
Алексей Николаевич Толстой (1883-1945). Художник С. М. Бондар
Много лет минуло, а эпизод не забывается. Читать "Петра Первого" в третьем классе действительно рано, а познакомиться с ним самое время.
P.S. Карточки из личного собрания автора. Материнский альбом. Петра Великого поставлю позднее.