Ещё недавно мне казалось, что я могу 100%-но предугадать, какие комментарии (не дословно, но по смыслу) будут под той или иной статьёй. Так, собственно, и было. До того момента, как я зачем-то снова сунулась почитать, что пишет народ (дамы) под разбором письма читательницы, опубликованном в некогда обожаемом мной блоге. Всё когда-нибудь проходит и обожание сменяется равнодушием, а потом и раздражением. Причём дело не в блогере, а в комментариях: предсказуемых, мизогиничных (что не удивительно, так как обычно разбираются непростые жизненные ситуации женщин), иногда откровенно недалёких (уровня «ей бы корову, а лучше две»). Но то, что я прочитала недавно… Это что-то новенькое. Из серии «я думала там дно, но снизу постучали».
В исходнике речь шла о вдове. Тема вдовства вообще часто вызывает в нашем социуме какие-то нездоровые ассоциации. А тех, кому довелось пережить супруга, рассматривают не просто через лупу – через мощный микроскоп, выискивая в них причины ухода в мир иной их спутника жизни и пытаясь измерить глубину их скорби: а достаточно ли горькое у них горе? Не слишком ли рано снимают они траур по усопшему? И вообще зачем им теперь жить какая-то своя жизнь, вон есть дети, внуки, недовязанные носки и невспаханные грядки! С проявлением такой нездоровой позиции я сталкивалась лично, когда более 10 лет назад овдовела. И это при том, что я ни к кому никогда, что называется, не лезла с этим, не навязывалась, не просила понимания или сочувствия. А вот ко мне лезли. Со своим непрошенным сочувствием и не менее непрошенными советами. Кто-то искренне, от души. Кто-то – для души: чтобы покопаться в моей душе или поучить чему-то. Особенно на СЗ. И особенно те, кто был против знакомств с вдовами. Видимо, боялись, что одного мужа до могилы довела и его туда же… И правильно делали: dYраkи должны отваливаться на подлёте. Не важно, какое «пугало» в анкете их отпугивает: вдова, преподаватель или автоледи (по этим трём пунктам меня «отбраковывали» чаще всего).
Казалось бы, женщины, тем более возрастные, должны лучше понимать своих сестёр по Еве и сочувствовать им. Ан нет…
Автора письма нисколько не жаль. Ее горе не горше других. Автор не бедный котик. Это человек без мужества. Я бы сказала, у нее идеальные декорации для проживания своего горя. Которое скатывается уже в театральность.
«Идеальные декорации» – это устроенная в материальном плане жизнь: женщина имеет жильё, зарабатывает на свои нужды и нужды своего ребёнка. Всё. А вы что подумали? Живёт в шикарном особняке на Николиной горе, по соседству с Михалковым, повсюду расставлены мешки с деньгами и вышколенный домашний персонал? А хоть бы даже и так. Это повод отказать ей в праве горевать по рано ушедшему любимому мужу? Для кого-то – представьте себе – очень даже повод.
Сейчас нарвусь на негатив, но рискну спросить. Может быть вам нравится страдать? Ваша жизнь со смертью мужа не кончилась. Материально у вас все хорошо, вы ездите на море, сменили квартиру.
Повод обесценить горе и страдания другого человека на том основании, что материально у него всё хорошо. По мне, это где-то за гранью. За гранью человечности. А ещё с головой выдаёт таких «тараканов» у комментаторок в голове (пардон за тавтологию)!
А вот тут, на мой взгляд, уже откровенный диагноз:
Может, это прозвучит кощунственно, но, все эти стоны вдов, для меня схожи с жалобами человека, болеющего насморком, тому, кто болен онкологией в последней стадии и находится на химиотерапии. Под больными онкологией, я имею ввиду женщин, мужья которых злоупотребляли спиртным, прогуливали з/п, уходили к другим женщинам. И они, эти женщины, которые вынуждены были развестись, получали: отсутствие алиментов, дележку квартиры, продажу доли бывшего мужа в этой квартире квартирный аферистам, вскрытие входной двери и попытки веселиться в квартиру этими аферистами, кучу денег на адвокатов и т. д.
Не знаю, как вам, мне никогда не приходила в голову мысль сравнивать горе одного человека с горем другого: чьё горе горше, правильнее… Или, наоборот, легче и проще – проживание горя «в идеальных декорациях». Когда ещё была жива моя свекровь, она рассказывала про одного знакомого, пожилого человека и очень богатого (вот там как раз и дом на Рублёвке и денег было до и больше): у него погибла единственная и очень любимая внучка. Несчастный случай. Девочка была поздним ребёнком у его дочери… Шансы родить новое дитя практически нулевые, да и не в этом дело. У человека остановилась жизнь. Физически он продолжал существовать, а душа умерла. И «идеальные декорации» ничем не могли помочь. Всё золото мира – будь оно у него – тоже было бы бессильно… Как вообще, в каком воспалённом мозгу могла родится мысль: ты хорошо живёшь, поэтому твоё горе «театрально»???
Хотя, конечно, бывает всякое. Люди горюют по-разному. У кого-то психика быстрее справляется с утратой, а у кого-то не справляется никогда. Потеря разных людей, хоть и близких, может быть неравнозначной. А ещё иногда случается так, что уход из жизни близкого человека оказывается более травматичным, а горе более длительным, чем можно было бы себе представить при его жизни…
После смерти мамы я три года едва ползала. Работала, справлялась с детьми и жизнью, но душа лежала ничком. Оклемалась лет через десять. И да, мама была классическим токсом: ты должна мне, ты должна сестре, ты должна детям сестры... Ты на четырех работах работаешь, ты богатая.
ПС Справедливости ради замечу: комментарии, подобные тем, что я процитировала, были в подавляющем меньшинстве. Большинство же дам оказались единодушно эмпатичны. Что не может не радовать.