Карнавал (Karneval), Фастнахт (Fastnacht), Фашинг (Fasching) или пятое время года — это все названия празднований перед сорокадневным Великим постом. Карнавал празднуется в странах Европы по-разному, но всегда главную роль занимают шествия, музыка, маски и переодевания.
История карнавала
Еще в дохристианские время, например среди кельтов, совершались обряды, связанные со сменой холодного зимнего полугодия на теплое и плодородное летнее полугодие. Люди пытались прогнать зиму, наряжаясь в призраков, гоблинов и страшных существ, а также яростно колотя друг друга деревянными палками или создавая шум с помощью трещотки. В карнавальных обычаях Тироля и Южного Тироля по-прежнему сохраняется символика битвы света и тьмы, добра и зла, весны и зимы.
Но корни современного карнавала скорее связаны со Средневековьем, когда появился Великий пост.
В средневековой Европе с XII по конец XVI века «праздник дурака» отмечался в день Богоявления, 6 января. Хотя подобные праздники также отмечались в церквях, они не входили в религиозный календарь. На праздник дурака низшее духовенство временно принимало на себя чины и привилегии высшего духовенства, пародировались церковные обряды, а жители городов принимали участие в праздничных шествиях.
Самое древнее известное литературное упоминание о немецком карнавале можно найти в отрывке из «Парцифаля» менестреля Вольфрама фон Эшенбаха, датированном 1206 годом. Автор в красках описывает, как женщины вокруг замка графов Хиршберг-Дольнштейн устраивали гротескные игры, танцы и переодевания в четверг перед Пепельной средой. Таким образом, небольшой рыночный городок Дольнштайн в Баварии претендует на звание колыбели немецкого карнавала.
Одно из самых ранних упоминаний о карнавале можно найти в «Хронике Шпейера» Кристофа Лемана 1612 года, в которой на основе старых документов сообщается:
В 1296 году карнавальные пакости начались довольно рано, когда несколько горожан устроили драку с духовенством. Тогда дело было с трудом доведено до суда, и преступников попросили наказать.
Однако благодаря решительной реакции города дело сошло на нет.
Средневековый карнавал основан на учении св. Августина, изложенном в труде «О городе», где праздник олицетворяет civitas diaboli (государство дьявола). Поэтому церковь терпела зачастую чрезмерные карнавальные празднества как назидательный пример, показывающий, что civitas diaboli, как и человек, преходящ и что в конечном итоге Бог остается победителем. Поэтому Карнавал должен всегда заканчиваться Пепельной средой, чтобы проиллюстрировать неизбежное возвращение к Богу.
Церковь бездействовала во время карнавальных дней, когда происходили богохульные сцены, но продолжение празднования карнавала в Пепельную среду строго преследовалось.
Особенно широко карнавал отмечался в Германии в конце XIV и XV веках. В это же время в увеселенья проник и образ шута, призванный подчеркнуть бренность в дидактическом смысле карнавала.
Реформация поставила под сомнение необходимость предпасхального поста. Таким образом, и карнавал утратил свое значение. В протестантских районах многие обычаи были частично забыты. В эпоху барокко и рококо карнавальные празднества отмечались в основном в замках и при королевских дворах, а на маски сильное влияние оказала итальянская комедия дель арте.
В то время как в городах карнавал все чаще организовывали ремесленные гильдии, и особенно молодые подмастерья, в начале XIX века фестиваль перешел в руки буржуазии, особенно в Рейнской области, поскольку гильдии утратили свое значение или даже были распущены в результате Французской революции и вторжения французских войск под командованием Наполеона Бонапарта.
Французские оккупанты запретили карнавал в Кельне 12 февраля 1795 года, но в 1804 году он вновь был разрешен.
В это время появился клич «Kölle Alaaf» (Да здравствует Кёльн!) в качестве тоста за будущего короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV во время его визита в Кельн в 1804 году. Дружелюбный к Кельну король позже вспомнил его во время своего второго визита в 1848 году, чтобы отметить начало дальнейшего строительства Кельнского собора, и также произнес «Alaaf» в конце своей речи.
Настоящий карнавальный бум 1990-х годов принес карнавал и в протестантские районы. Швейцарский Базель, например, имеет особый статус: несмотря на то, что на протяжении столетий здесь доминирует протестантизм, в городе отмечают старый традиционный карнавал (Basler Fasnacht).
В других странах карнавал едва ли смог закрепиться. В Англии многие обычаи были забыты из-за Реформации Генриха VIII и поэтому не смогли быть установлены в Соединенных Штатах и Канаде. Одним из немногих исключений здесь является Квебек и бывший французский и католический Новый Орлеан.
Термин «Karneval» обычно используется для обозначения Рейнского карнавала в районе Кельна, Бонна, Аахена и Дюссельдорфа. Этимология слова до конца не ясна. Сначала доминировала теория о том, что слово происходит от латинского выражения carrus navalis («корабельная тележка») — корабль на колесах, который провозили по улицам во время ежегодных парадов в честь возобновления судоходства. Говорят, что именно здесь зародилась традиция «Корабля дураков». В настоящее время эта теория считается опровергнутой.
Наиболее распространенным предположением на сегодняшний день является происхождение от позднелатинского carne vare («прощай мясо»).
Хронология карнавала
Во многих немецкоязычных странах началом карнавального сезона изначально считалось Крещение, 6 января.
Начиная с XIX века во многих регионах официальное открытие карнавального сезона также происходит 11 ноября, «одиннадцатого числа одиннадцатого месяца» в 11:11 утра. Это связано с предрождественским постом, похожим на пасхальный пост после масленицы.
"Подготовительный" пост начинался 11 ноября, в День Святого Мартина. В течение этого поста можно было употреблять продукты, которые не были подходящими для Великого поста, такие как мясо, жир, сало, яйца и молочные продукты. День Святого Мартина также был концом сельскохозяйственного года, когда наступал срок уплаты арендной платы и происходила смена слуг.
Однако в период с 12 ноября по 5 января карнавал не празднуется, даже в карнавальных центрах вдоль Рейна, что можно объяснить вышеупомянутым периодом предрождественского поста, ролью ноября как месяца траура и созерцательным характером декабрьского Адвента. С точки зрения истории 11 ноября фактически представляет собой второй, «малый» карнавал.
Карнавал достигает своей кульминации в настоящую карнавальную неделю, начиная с Масленичного четверга (в Швабии) или Женского карнавала (в Рейнской области) или Жирного четверга (в регионе Гарц, в северной Тюрингии и в южной Саксонии-Анхальт). Далее следуют Гвоздичная суббота (Nelkensamstag), Тюльпановое воскресенье (Tulpensonntag), Розовый понедельник (Rosenmontag) и Масленичный/Жирный вторник (Fastnachtsdienstag).
Карнавальные парады, в основном, проводятся в Розовый понедельник. Интересно, что изначально слово «роза» относилось не к цветку, а к глаголу rasen (неистовствовать, буйствовать).
Самые масштабные парады проходят в карнавальных центрах Кельна, Майнца и Дюссельдорфа. Ежегодные парады также проходят в Аахене, Бонне, Дуйсбурге, Кобленце, Крефельде, Леверкузене, Трире и в городах южнее, таких как Франкфурт-на-Майне, Висбаден, Мангейм, Людвигсхафен-на-Рейне, Вюрцбург и Карлштадт.
Великий пост начинается с Пепельной среды (Aschermittwoch). Ровно в полночь карнавал заканчивается, и во многих местах существует традиция в эту ночь сжигать соломенную куклу, так называемого Нуббеля, как человека, ответственного за все пороки карнавальных дней. В некоторых районах, например, в Кельне это сожжение сопровождается театральным, искусственным плачем.
В Дюссельдорфе и городах Нижнего Рейна, таких как Крефельд, Дуйсбург, Мёнхенгладбах, хоронят так называемый Хоппедица. Первоначально это была типичная фигурка дурака, мошенника или шута, который напоминал Тиля Уленшпигеля и средневековых придворных шутов.
В XVIII и XIX веках среди простого народа Нижнего Рейна также существовал обычай в ночь перед Пепельной средой ходить по улицам с шестами, на которых висели сосиски, и петь веселые песни.
Даты карнавала и почему он не совпадает с Масленицей
Пепельная среда напрямую зависит от даты празднования Пасхи: в 325 году на Никейском соборе дата Пасхи была установлена как первое воскресенье после весеннего полнолуния. Около 600 года папа Григорий Великий установил 40-дневный пост перед Пасхой в память о времени, проведенном Иисусом Христом в пустыне (Мф. 4:1–2).
Согласно этому правилу, Великий пост начинался во вторник после шестого воскресенья перед Пасхой. На Синоде в Беневенто в 1091 году шесть воскресений перед Пасхой были освобождены от поста. Чтобы сохранить 40-дневный Великий пост, его начало было перенесено на шесть дней вперед, на Пепельную среду, среду после седьмого воскресенья перед Пасхой. Таким образом, даты карнавала зависят от переходящей даты Пасхи и рассчитываются по пасхальной формуле. На 46-й день перед Пасхальным воскресеньем наступает Пепельная среда. Самая ее ранняя возможная дата — 4 февраля, самая поздняя— 10 марта.
В Православной Церкви Великий пост начинается в понедельник после 7-го воскресенья перед Пасхой, а перед этим проходит Масленица. Поскольку восточная Пасха часто наступает позже западной (в связи с реформой западного календаря), масленичные гуляния также смещаются и заканчиваются в Прощеное воскресенье.
Где празднуют карнавал в Европе?
Карнавал празднуют не только в Германии, но и в других в католических (в основном) регионах Европы.
В Нидерландах карнавальный фестиваль особенно важен в провинциях Северный Брабант и Лимбург.
В Бельгии карнавал является самым известным развлечением в Бенше. Другими центрами являются немецкоязычная Восточная Бельгия и, в меньшей степени, Фландрия.
Во Франции карнавал отмечают во всех крупных французских городах.
В католической Испании карнавал широко отмечается во многих областях. Центрами карнавала на материковой части Италии являются карнавалы в Венеции, Флоренции и Риме.
Карнавальные традиции
Карнавал также связан с определенными блюдами, которые употребляются исключительно в это время, и в них добавляются ингредиенты, запрещенные во время Великого поста. Это касается не только мяса, но также яиц и жира. Последнее связано и с образованием названия одного из карнавальных дней: Жирный вторник или Марди Гра.
Под жиром подразумеваются как жирные продукты, среди которых особой популярностью пользуются свинина и бекон, так и выпечка, приготовленная на жирном масле, а также блюда, жареные во фритюре, такие как берлинские пфаннкухен и крапфен. Еще одним ингредиентом, который часто встречается в карнавальных блюдах, являются бобовые, особенно горох и фасоль, которые считаются признаком плодородия.
Частью карнавала являются шутовские кличи, которыми участники приветствуют друг друга или завершают комедийные речи. Подобные шутливые призывы сильно различаются в зависимости от региона Германии. Наиболее известными и распространенными в стране являются «Хелау» и «Алааф», а также «Kamelle, Kamelle» (сладости, конфеты).
Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо! ♥
Еще больше искусства:
• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Telegram: https://t.me/artstudiolo
• YouTube: https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube: https://rutube.ru/channel/48924131/
• Записаться на индивидуальные занятия по истории искусства: https://forms.gle/p3YaMLRocjjZrSV66