Чешское искусство переживает ренессанс, по крайней мере, в области короткометражного кино. Студия «Баррандов», некогда гордость чешской кинематографии, вновь привлекает внимание благодаря мрачным и реалистичным работам молодых режиссёров. После обсуждения мини-фильма «Сеанс», сегодня мы обратимся к «Лгунам» (Lháři) – короткометражке 2016 года, которая, несмотря на заявленное сходство с «Генералами песчаных карьеров» в образе вечно грязных детей, напоминает скорее «Фантазёров» Носова, но с существенно более тёмной и пессимистической интерпретацией детской фантазии.
Действие происходит в забытой Богом чешской провинции, резко контрастирующей с распространённым образом процветающей Восточной Европы. Картина рисует неидеализированную реальность: дети постоянно в грязи, родители – за редким исключением представителей власти – погружены в депрессию и безработицу. Игровая площадка ребят – развалины заброшенных заводов, превратившиеся в огромные свалки.
Здесь, среди ржавого железа и токсичных отходов, три друга собирают металлолом, чтобы заработать на фейерверк, который они планируют запустить на окраине города. Их грузят на самодельную тележку, напоминающую повозки европейских беженцев послевоенного периода – символ нищеты и выживания, не осознаваемый самими детьми. Режиссёр мастерски использует визуальные образы, чтобы подчеркнуть социальное неравенство и безысходность. Грязные, рваные одежды детей, разрушенные здания, беспросветная атмосфера – все это создаёт глубокое чувство безнадёжности.
Но мини-фильм не ограничивается простым изображением нищеты. Он изучает психологию детей, их способность фантазировать и выживать в сложных обстоятельствах. Их игры, хоть и мрачные, пронизаны детской искренностью и желанием найти радость в убогой реальности. Фейерверк, к которому они стремятся, становится символом надежды и попытки выйти за пределы своего тяжёлого бытия.
Сценарий проекта изобилует деталями, позволяющими глубоко понять социальные проблемы чешской глубинки. Например, ребята сталкиваются с безразличием взрослых, с отсутствием возможностей для развития и самореализации. Они вынуждены выживать в условиях негативного влияния окружающей среды, загрязнённой окружающей среды и морального разложения.
Сравнение с «Генералами песчаных карьеров» основано, скорее всего, на эстетике — на образе загрязнённых детей, работающих в неблагоприятной среде. Однако, в отличие от американской ленты, «Лгуны» сосредотачиваются не столько на игре и приключениях, сколько на социальной реальности. Популярнейший в СССР фильм, хоть и показывал трудности, всё же нёс в себе скрытый оптимизм. Чешская короткометражка представляет более безнадёжную картину, без явного света в конце тоннеля.
«Лгуны» – интереснейший шорт-проект о детях, играющих в заброшенных местах. Пронзительная короткометражка, поднимающее важные вопросы о социальных проблемах, заставляющих задуматься о судьбе детей в современном мире. Были использованы стилистические приёмы, схожие с «Генералами песчаных карьеров», но тематические ядра заметно различаются, предлагая из Чехии более пессимистический, но не менее реалистичный взгляд на детство в трудных условиях.