Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Как дети в чешской глубинке выживают среди ржавых заводов и мечтают о фейерверках

Чешское искусство переживает ренессанс, по крайней мере, в области короткометражного кино. Студия «Баррандов», некогда гордость чешской кинематографии, вновь привлекает внимание благодаря мрачным и реалистичным работам молодых режиссёров. После обсуждения мини-фильма «Сеанс», сегодня мы обратимся к «Лгунам» (Lháři) – короткометражке 2016 года, которая, несмотря на заявленное сходство с «Генералами песчаных карьеров» в образе вечно грязных детей, напоминает скорее «Фантазёров» Носова, но с существенно более тёмной и пессимистической интерпретацией детской фантазии.

Действие происходит в забытой Богом чешской провинции, резко контрастирующей с распространённым образом процветающей Восточной Европы. Картина рисует неидеализированную реальность: дети постоянно в грязи, родители – за редким исключением представителей власти – погружены в депрессию и безработицу. Игровая площадка ребят – развалины заброшенных заводов, превратившиеся в огромные свалки.

кадр из короткометражного фильма «Лгуны» (2016)
кадр из короткометражного фильма «Лгуны» (2016)

Здесь, среди ржавого железа и токсичных отходов, три друга собирают металлолом, чтобы заработать на фейерверк, который они планируют запустить на окраине города. Их грузят на самодельную тележку, напоминающую повозки европейских беженцев послевоенного периода – символ нищеты и выживания, не осознаваемый самими детьми. Режиссёр мастерски использует визуальные образы, чтобы подчеркнуть социальное неравенство и безысходность. Грязные, рваные одежды детей, разрушенные здания, беспросветная атмосфера – все это создаёт глубокое чувство безнадёжности.

кадр из короткометражного фильма «Лгуны» (2016)
кадр из короткометражного фильма «Лгуны» (2016)

Но мини-фильм не ограничивается простым изображением нищеты. Он изучает психологию детей, их способность фантазировать и выживать в сложных обстоятельствах. Их игры, хоть и мрачные, пронизаны детской искренностью и желанием найти радость в убогой реальности. Фейерверк, к которому они стремятся, становится символом надежды и попытки выйти за пределы своего тяжёлого бытия.

кадр из короткометражного фильма «Лгуны» (2016)
кадр из короткометражного фильма «Лгуны» (2016)

Сценарий проекта изобилует деталями, позволяющими глубоко понять социальные проблемы чешской глубинки. Например, ребята сталкиваются с безразличием взрослых, с отсутствием возможностей для развития и самореализации. Они вынуждены выживать в условиях негативного влияния окружающей среды, загрязнённой окружающей среды и морального разложения.

кадр из короткометражного фильма «Лгуны» (2016)
кадр из короткометражного фильма «Лгуны» (2016)

Сравнение с «Генералами песчаных карьеров» основано, скорее всего, на эстетике — на образе загрязнённых детей, работающих в неблагоприятной среде. Однако, в отличие от американской ленты, «Лгуны» сосредотачиваются не столько на игре и приключениях, сколько на социальной реальности. Популярнейший в СССР фильм, хоть и показывал трудности, всё же нёс в себе скрытый оптимизм. Чешская короткометражка представляет более безнадёжную картину, без явного света в конце тоннеля.

кадр из короткометражного фильма «Лгуны» (2016)
кадр из короткометражного фильма «Лгуны» (2016)

«Лгуны» – интереснейший шорт-проект о детях, играющих в заброшенных местах. Пронзительная короткометражка, поднимающее важные вопросы о социальных проблемах, заставляющих задуматься о судьбе детей в современном мире. Были использованы стилистические приёмы, схожие с «Генералами песчаных карьеров», но тематические ядра заметно различаются, предлагая из Чехии более пессимистический, но не менее реалистичный взгляд на детство в трудных условиях.