Выживший после травмы, а травма практически всегда про угрозу жизни, начинает иногда жить, думая, что все обошлось.
Травма всплывает именно когда жизнь налаживается. Когда вроде бы все позади, но вдруг накатает какие-то странные фантазии с повторяющимся сюжетом, где не виден выход. Иногда он ощущается, но его не видно. Человек ждет предательства, несправедливости, лжи, смертельной опасности, невозможности с этим справиться. Это неуправляемо. Раз за разом.
Вдруг накатывают воспоминания, снятся сны. В том, что происходит, он видит отголоски прошлого и реагирует из них из сегодня. Образно говоря, принимает звуки фейерверка за обстрел. И не может поверить, что это салют.
Это нормальная реакция.
Когда человек выживает, он мобилизует все свои силы для физического и психического выживания. Но в этот момент он не может позволить себе прожить травму. Просто не хватит сил. Поэтому она приходит к нему, когда в жизни вроде как бы все хорошо и очень часто это зрелый возраст. Травму невозможно забыть полностью и отпустить. Она из жизни уже не уходит никогда.
Вопрос, что с этим делать?
Постройте ей памятник.
Травма умеет ждать
Люди строят разные памятники и далеко не все они радостные и веселые, напоминающие о замечательной жизни замечательных людей. Есть памятник Хатыни, есть памятник Аушвица, есть Бутовский полигон.
Как вы думаете, зачем они?
Зачем строить в своей жизни свой памятник? И что будет этим памятником?
Это памятник в виде слова или образа слова, картины.
Напишите книгу, начните вести блог, откройте тему на форуме, где вы опишите то, что случилось, нарисуйте картину, соберите сборник стихов. Можно сделать тетрадку, куда наклеить картинки и фотографии, которые у вас связаны и ассоциируются с этим.
Я после 20 лет брака с нарциссом, который меня очень сильно разрушил, начала вести блог, описывать все это. Что мне это дало? Месть? Не знаю. Мне, в общем-то без особой разницы, что думают по этому поводу бывший муж.
Это дало мне то, что я эту историю выделила, собрала, структурировала.
Это перестало быть частью меня это стало внешним объектом. Для меня он есть, он существует, но я уже не там. У меня другая жизнь, а застывший памятник тому, что происходило живет отдельно от меня.
На художественное произведение, на альбом, на книгу, на блог можно смотреть со стороны, не находясь там. Это просто художественное произведение, а не моя текущая жизнь и не я. Я не травма.
И еще есть одна очень важная штука в этом действе. Когда создают памятник травме, ее не вытесняют. Ее признают. Разрушительна травма именно в подсознании, так как она там не проживается, но на жизнь влияет. Осознанная и отделенная от себя травма это то, от чего можно отойти в текущую жизнь. Это было, но автобус с визитерами уезжает из Хатыни. Жить в Хатыни нельзя.
Куда едет автобус жизни?
Обязательно про это расскажу.
#травма#исцеление#ПТСР#нарциссы