Является ли образ Девы Марии воплощением идеальной женщины или примером того, как женщин превращают в объект собственности?
Девственность Марии занимает центральное место в христианской традиции. Однако более глубокий анализ показывает, что это не просто безобидная деталь биографии матери Иисуса, а часть многовековой системы контроля и дегуманизации женщин. Девственность Марии служит инструментом для укрепления мизогинных представлений о женском теле, его ценности и роли в обществе.
К сожалению, это не просто пережиток прошлого, утративший свою актуальность. Отголоски этих убеждений до сих пор влияют на отношение к женщинам в современном мире.
Девственность как мерило ценности
Представление о том, что ценность женщины определяется ее девственностью, старо как мир. Девственность Марии является ярчайшим тому подтверждением. В этой истории она предстает как чистый и непорочный сосуд для Сына Божьего. Именно ее девственность делает ее особенной. А что, если бы ее не было? Она была бы просто обычной женщиной? Упаси боже.
Во многих культурах женщин учили – и продолжают учить – что их самая важная черта – это сексуальная чистота. Разве это не абсурд? Получается, что единственное, что придает женщине ценность, – это отсутствие сексуального опыта и лишение автономии над собственным телом.
Константинопольский собор 553 года стал важной вехой в укреплении веры в то, что Мария сохраняла девственность не только во время рождения Иисуса, но и на протяжении всей своей жизни, несмотря на брак. Собор осудил "еретические" взгляды, утверждавшие, что у Марии были другие дети после Иисуса. Очевидно, в глазах церкви даже мысль о том, что Мария когда-либо могла заниматься сексом, была оскверняющей.
Если взглянуть на ситуацию в более широком контексте, становится ясно, почему идея вечной девственности приобрела такое значение. Она укрепляет представление о том, что женщин необходимо защищать, контролировать и сохранять "чистыми" как можно дольше. Девственность Марии – это высшее проявление этой веры.
Укрепление патриархата
Одержимость девственностью Марии – это еще один инструмент, используемый патриархатом для контроля над женщинами. Концепция девственности выходит за рамки секса и тела – она касается собственности, то есть того, кто имеет право распоряжаться жизнью и опытом женщины. Идея о том, что женщины должны оставаться девственницами, воплощать идеал невинности и чистоты, превращается в оружие, ограничивающее их возможности. В мире, где правила устанавливаются мужчинами, церковь следит за тем, чтобы женщины знали свое место. Контроль над женской сексуальностью был не просто религиозным предписанием, а инструментом власти.
Это не случайность в истории. Если Дева Мария почитается как идеальная женщина, что это говорит о тех, кто не соответствует этому образу? Это пощечина всем женщинам, которые имели сексуальные отношения вне брака или просто исследовали свое тело способами, которые религия считает "недозволенными". Послание однозначно: "Ты не святая. Ты нечиста. Ты недостойна".
Контроль над женским телом
Учение о девственности Марии также подпитывает идею о том, что женское тело не принадлежит самой женщине. Оно принадлежит ее семье, ее мужу и Богу. Когда Мария в Библии говорит "да" Божьему плану, она соглашается на то, чтобы ее тело использовали для вынашивания Божьего ребенка. Хотя это представлено как чудесная честь, эта история напоминает нам, что женское тело рассматривается как сосуд для чего-то большего, чем она сама. Речь всегда идет о том, как другие могут использовать ее тело, а не о том, чего хочет она сама.
Тот факт, что Мария представлена как пассивная и покорная фигура, также усиливает представление о том, что женщины должны без вопросов принимать свою роль в жизни. То, что ее считают идеальной за безоговорочное согласие с этим планом, не оставляет женщинам места для чего-либо, кроме подчинения. Это создает образец для подражания для девочек: будь чистой, будь покорной и никогда не спрашивай, чего от тебя хотят мужчины – или, в данном случае, Бог. Это недостижимый стандарт, которому ни одна женщина не может соответствовать, не испытывая чувства собственной неполноценности.
Женщины: либо девственница, либо блудница
Одержимость девственностью создает для женщин упрощенную дихотомию: либо ты чиста, как Мария, либо ты грешница, запятнанная миром. Середины нет. Такой взгляд на вещи привел к векам стыда за сексуальность, обвинениям жертв и культуре, в которой женская сексуальность рассматривается как опасная, грязная или постыдная, если она не соответствует идеалу "чистой" женщины. Неудивительно, что многие женщины испытывают постоянное давление: либо носить свою девственность как знак чести, либо быть признанными недостойными, если у нее был секс.
Церковь укрепила это, представляя такие фигуры, как Мария, в качестве идеала, к которому должна стремиться каждая женщина. Но в результате была создана токсичная концепция, в которой женщины либо святые, либо грешницы, чистые или нечистые. Это оказало крайне негативное влияние на отношение к женским телам и автономии. Дело не только в сексе – дело в том, что женщин сводят к их сексуальному статусу, делая его их главной характеристикой.
Библейская одержимость девственностью
Справедливости ради следует отметить, что девственность Марии – не единственный пример женоненавистничества в Библии. В Ветхом Завете полно стихов, ясно показывающих, что в глазах Бога есть "девственницы" и все остальные.
Второзаконие 22:13–21: если мужчина женится на женщине, а затем обвиняет ее в том, что она не была девственницей, родители женщины должны доказать ее девственность, иначе ее могут побить камнями. Если ее невиновность доказана, мужчина просто платит штраф и обязан жить с ней.
Второзаконие 22:28–29: если мужчина изнасилует девственницу, он должен заплатить ее отцу 50 сиклей и жениться на ней. Она не может отказаться, даже если ее изнасиловали, поскольку ее девственность считается столь ценной.
Исход 22:16–17: если мужчина соблазнит девственницу, которая не обручена, он должен заплатить ее отцу и жениться на ней.
Судьи 21:12–14: после войны израильтяне забрали себе в жены девственниц, потому что они считались более ценными.