Найти в Дзене
Memento mori

Nordfriedhof, Düsseldorf

Давненько я вам не показывала зарубежные некрополи. А ведь у меня еще не все архивы разобраны, и показывать есть что.

Nordfriedhof, или Северное кладбище, открыли в немецком Дюссельдорфе в 1884 году, когда понадобились новые территории для захоронений. Тогда было закрыто кладбище Гольцхайм, о котором я как-то уже писала. С названием нового кладбища, как вы понимаете, не заморачивались, тем более что в 1904 году открыли второй крупный городской некрополь — Южное кладбище, Südfriedhof, в Бильке.

Северное кладбище — огромнейший действующий некрополь, более 70 га величиной. На текущий момент здесь похоронено около 200 тысяч человек. Но благодаря проектированию и ландшафтному дизайну место это не кажется полным скорби. Скорее здесь какая-то задумчивая грусть, элегия, тональность глубоких размышлений и отдыха от вечной суеты большого города. Я гуляла по Nordfriedhof два раза, с интервалом года в 2-3, но оба раза в ноябре, так что погоды стояли соответствующие. Дождя не было, но было достаточно сумрачно и безлюдно. Что безмерно кладбищу шло.
Но на качестве снимков, конечно, немного отразилось.

К 1887 году на кладбище была выстроена часовня в неоготическом стиле по проекту местного архитектора Эберхарда Вестхофена. Она разместилась напротив главного входа (на юге некрополя), который был выдержан в том же стиле, но впоследствии его перестроили. Сейчас там кованые ворота.

Вообще, входов на кладбище целых шесть. Заходя с западной стороны, можно увидеть мемориал "Три норны", возведённый в 1954–1958 гг. в память о жертвах национал-социалистического режима. Причём на этом месте первоначально был размещён памятный мемориал в честь некоего Альберта Лео Шлатегера, которого за железнодорожные диверсии и шпионаж расстреляли в 1923 году французские оккупационные войска. Новый режим возвёл Шлатегера чуть ли не в ранг мученика, и до падения нацистской Германии по всей стране бесконечно возводили мемориалы Шлатегера, называли его именем улицы и прочая. А после Второй Мировой войны начали всё сносить.

После открытия Северного кладбища здесь перезахоронили множество человек с некрополя Гольцхайм, например композитора Бургмюллера и художника Минтропа, чтобы их могилы не были утеряны для потомков.

В дальнейшем здесь продолжили хоронить известных людей: промышленников, деятелей культуры, политиков и так далее. Большинство богатых захоронений размещено на так называемом "Миллионном холме" — самой высокой точке кладбища, расположенной неподалёку от часовни. Благодаря действующей в Германии программе спонсорства, когда можно оформить попечительство над значимым захоронением, чтобы поддерживать его в приличном состоянии, — здесь гуляешь как будто в музее, любуясь прекрасными скульптурами, которые были созданы лучшими мастерами.

Но за пределом этих "дорогих-богатых" семейных надгробий, — там, где размещались и размещаются могилы обычных жителей города — всё так же ухожено и красиво.

Обратите внимание, насколько символика на надгробиях с "Миллионного холма" пересекается с символикой, которая знакома нам по нашим собственным дореволюционным некрополям.

Давайте порассматриваем некоторые захоронения детальнее.
Вообще, этот рассказ больше о скульптуре, ибо в русскоязычном интернете практически нет информации обо всех этих людях, а шерстить немецкоязычные ресурсы ради деталей, которые будут мало кому интересны, нет смысла.

Вот гробница Роберта Цаппы (1837-1917), который в 1871 году основал сталелитейную компанию Zapp. Ныне она называется Zapp AG и является ведущим производителем и продавцом металлических полуфабрикатов. Рядом с могилой основателя постепенно хоронили уходящих в вечность его сыновей и других членов семьи.

Гробницу Цаппы возвёл скульптор и архитектор Эрнст Рётинг.

Следующая скульптура называется "Воссоединение", её создал скульптор Фридрих Кубилье над могилой инженера и предпринимателя Эрнста Шисса (1840-1915). В 1866 году Шисс основал основал компанию Schiess, которая поначалу занималась ремонтом и созданием отдельных узлов, а после начала выпускать станки собственного производства. За минувшие годы компания неоднократно прекращала деятельность или с кем-то сливалась, но бренд Schiess существует и сегодня.
Тут же был похоронен и Вильгельм Пфайффер (1861–1934), зять Эрнста, президент Торгово-промышленной палаты и один из соучредителей компании.

На могиле семьи Прайс установлен бронзовый обнаженный юноша. Это изваяние создал французский скульптор Поль Ландовски. Я про семью вообще ничего не нашла, но Ландовски! Именно он является творцом огромной статуи Христа-Искупителя в бразильском Рио-де-Жанейро.

Могила семьи Прайс
Могила семьи Прайс

Немецкий скульптор Лео Мюш создал несколько гробниц на Северном кладбище, и моя самая любимая скульптура — на месте упокоения семей Дойтген и Смитс: римский триумфатор с пальмовой ветвью в руке встречает посетителей у входа в храм...
Надгробия для семей Шмидт, Бичеру и Лирц — тоже работы Лео Мюша.

Гробница Фридриха Хенкеля (1848-1930) была создана архитектором Вальтером Фуртманном (его созданием стал сам храм) и скульптором Карлом Янссеном (он изваял женскую фигуру и назвал её "Сон").

В 1876 году Фридрих Хенкель основал компанию моющих средств Henkel, которая до сих пор производит чистящие средства, клеи, герметики, средства личной гигиены и многое другое. Стоит еще добавить, что Хенкель (что в те времена было редкостью) всячески улучшал жизнь своих рабочих: построил дом отдыха и дом престарелых, ввел пособия по старости и по потере кормильца (!!)

Гробница семьи Хенкель
Гробница семьи Хенкель

Что касается скульптора Карла Янссена, то он не только творил, но и весьма успешно преподавал в Дюссельдорфской академии художеств. Его учениками были уже упомянутый Фридрих Кубилье, а ещё Эрнст Барлах, Милли Стегер, Генрих Бауке, Арнольд Фрише, Йозеф Хаммершмидт, Рудольф Цизенисс и многие, многие другие.

А вот ещё работа Янссена на Северном кладбище: гробница семьи Пенсген. Здесь похоронены Альберт Пенсген (1818-1880) и его супруга Эмма (1828–1892).

Где-то на кладбище есть также бюст работы Янссена на могиле писателя Фридриха Рёбера (1819-1901). Кстати, одно время Рёбер принимал участие в литературном кружке, куда входил и Фридрих Энгельс.

И в мой объектив не попал прекрасный ангел от Янссена, ожидающий конца света на могиле Андреаса Ахенбаха (1815-1910), одного из ведущих немецких пейзажистов. Этот мраморный ангел держит длинную тонкую трубу и, кажется, вот-вот оживёт, чтобы возвестить о конце света.

Ещё одного ангела с трубой создал Клеменс Бушер для могилы двух братьев. Густав Пенсген (1824-1904) и Рудольф Пенсген (1826-1895) перевезли в Дюссельдорф сталелитейный заводик, доставшийся им от отца, и тут уже развернулись, сыграв одну из ключевых ролей в развитии металлургической и сталелитейной промышленности региона.

Уже упомянутый выше Альберт Пенсген являлся их родственником. Он начинал с фабрики по производству кованых газовых труб, а после перенёс все свои производства в Дюссельдорф и в 1872 году объединил усилия и капиталы с Густавом и Рудольфом.

А это надгробие было установлено на могиле ресторатора и виноторговца Паскуале Фаченды (1840-1894). У него был престижный бар на Королевской аллее Дюссельдорфа, ну и торговал конечно же и винами, и ликёрами, и прочая, прочая.

Надгробие было создано из мрамора итальянским скульптором Федерико Фабиани. Создав три прекрасных надгробия для знаменитого кладбища Стальено в Генуе, Фабиани заработал и всемирную славу, и очередь из желающих заказать ему мемориальную скульптуру. Надгробия работы Фабиани есть не только в нескольких городах Италии или тут, в Германии, — они есть и в Англии, и в Норвегии, и даже в Перу и Аргентине.

На постаменте памятника начертаны строки из поэмы итальянского поэта Уго Фосколо "Dei Sepolcri" ("Гробницы"). Любопытное произведение, но я его целиком не осилила, — все эти высокопарные взывания к древним богам и музам ну совсем не моё. Там целых 295 десятисложных стихов!..

И раз уж зашла речь, напишу ещё немного об этой поэме. Уго создал её в 1806 году и посвятил другому итальянскому поэту, Ипполито Пиндемонте, с которым обсуждал наполеоновский указ 1804 года о захоронениях. По сути поэма является критикой этого указа, в котором предписывалось производить захоронения вне городских стен (знакомо, правда?), но при этом надгробия должны быть одинаковыми, и даже надписи регламентированы.

В общем, Уго Фосколо в своей поэме всячески возмущается и утверждает, что на могилах великих героев и просто добродетельных людей просто необходимо устанавливать значимые надгробия, чтобы они вдохновляли ныне живущих, помогали хранить память об усопших.

Надгробие Паскуале Фаченды
Надгробие Паскуале Фаченды

А у этой скульптуры насыщенная история.
Изначально отдыхающего шахтёра изваял итальянский скульптор Энрико Бутти в 1888 году. В 1902 году была создана копия, украсившая гробницу Гуго фон Галена (1821-1899), владельца шахты.

И вот тут я не поняла, по какой причине скульптура кочевала, "не был продлён срок пользования захоронением" это что-то по-немецки)) Короче, шахтер переехал на могилу семьи промышленников Грилло. В 1960х вновь закончился срок (?!), так что шахтера перевезли в развлекательный парк Minidomm, что-то типа нашего питерского Гранд Макета. Через тридцать лет парк закрылся, и шахтера-путешественника вернули на Северное кладбище в 1994 году, просто разместив на перекрёстье дорожек.

Отдыхающий шахтёр
Отдыхающий шахтёр
Изначальное размещение скульптуры, гробница семейства фон Гален
Изначальное размещение скульптуры, гробница семейства фон Гален

Симпатичный мемориальный камень с солнечными лучами и сфинксом размещен на Северном кладбище в 1921 году в память о "Восстании Спартака". Там еще есть надпись "В память о жертвах 10 января 1919 года, воздвигнута городом Дюссельдорфом", но буквы уже почти не разглядишь за прошедшее столетие.
Памятник создал скульптор Хуберт Нецер.

"Союз Спартака", если кратко, — образовался в 1914 году (поначалу под другим названием) и ставил своей целью революцию пролетариата для свержения капитализма и империализма. В общем, в него входили социалисты, мечтавшие о создании общегерманской Советской Республике. В январе 1919 года союзом была предпринята попытка вооруженного восстания, но она захлебнулась. После убийства четырех лидеров организации — Розы Люксембург, Карла Либкнехта, Лео Йогихеса и Франца Меринга, — движение прекратило своё существование.
А так как при попытке переворота бои велись в разных городах, в том числе и в Дюссельдорфе, и были жертвы, — то на кладбище появился этот камень.

А этот мемориал был спроектирован архитектором Германом Гёрке, скульптор Герман Нольте, и воздвигнут в 1921 году в память о 1595 жителях города, погибших в Первой Мировой войне.

Следующие две работы создал скульптор Густав Рутц: это надгробия семьи Гермес и Жана Луи Пьебёфа (1838-1891), бельгийского производителя паровых котлов.

Упомяну ещё несколько имён.
На Северном кладбище Дюссельдорфа похоронены:

— Барон Вальтер фон Энгельгардт (1864–1940), немецко-балтийский ландшафтный дизайнер и архитектор, "образец и законодатель моды в области дизайна". Он спроектировал огромное количество садов, площадей, парков не только в Германии, но и в Латвии, и в Эстонии, и даже в России (поместье Мекленбург-Стрелицкого в Ораниенбауме).

— Лоренц Генрих Хетенс (1830-1906) жил бы и умер "обычным" человеком, но ему повезло жениться на богатейшей Марии Катарине, вдове бельгийского машиностроителя Ренье. Деньги позволили Хетенсу основательно увлечься коллекционированием керамики, богатейшую коллекцию которой оставил в наследство городу с условием создания музея имени Хетенса. Условие было выполнено, и ныне музей керамики в Дюссельдорфе чуть ли не самый значимый в мире среди организаций подобного рода.

— Архитектор Йозеф Клезаттель (1852–1926), по проектам которого в Рейнском регионе было построено более 40 церквей, преимущественно в неороманском стиле, был даже введен официальный термин "клезаттельские церкви".

— Альберт Пол Вих (1864–1914) был одним из пионеров в области строения дирижаблей, однако дело всей его жизни, уникальный полужесткий дирижабль "Veeh 1", хоть и выдержавший тест-драйв, так и не был запущен в производство.

— Офтальмолог Альберт Мурен (1828-1899) незадолго до смерти подсчитал, что вылечил 143 204 пациентов и провел 23 337 крупных операций. К нему приезжали со всей Европы. При этом он успевал вести серьезную научную работу, заниматься благотворительностью, обзавелся аж 10 детьми. И лечил бедных бесплатно, зарабатывая только на излечении состоятельных пациентов.

— Архитектор-монументалист Георг Бруно Шмитц (1858-1916) получил мировое признание за такие творения, как Памятник Битве народов (в Лейпциге) и "Немецкий угол" (в Кобленце).

Не, ну вы представляете, Дзен ввел ограничение по количеству изображений для одной статьи. Казалось, что дно совсем рядом, но тут снизу постучали... А я еще снимков сто хотела показать. Ну может меньше, если уж начинать ужиматься. Но вообще обидно, да.

В общем, еще немного скульптуры выложу в ТГ-канал вечером.
Не делать же еще одну статью.
Но вообще. Я чем дальше, тем больше в шоке с этой площадки и её политики.