Найти в Дзене

Коллаж в искусстве: истоки, принципы и перспективы. Итоги мастер-класса

Коллаж уже прочно вошел в наше представление об искусстве как его неотъемлемая часть, как особый стиль художественной изобразительности.

Эта техника создавать необычные и уникальные произведения быстро набирала популярность не только у профессионалов, но и у обывателей, которые хотели принести в свою жизнь искусство, украшать свои дома или, например, делать интересные вещицы.

Особый интерес к коллажной технике вспыхнул в1950-х в русле появившегося тогда на Западе художественного течения поп-арта. Коллажи того времени отражают существовавшие тогда настроения, вкусы, пропитанные не то конформизмом, не то протестом против засилия коммерческой рекламы.

Итак, что же из себя представляет коллаж и в чем состоят его особенности. Об этом в Открытом кампусе рассказала ассистент кафедры искусствоведения и педагогики искусства ФГБОУ ВО РГПУ им А.И. Герцена Юлия Евгеньевна Малюгина.

Особое внимание на лекции уделили определению и отличиям терминов «наклейка», «аппликация», «коллаж».

-2
-3

Так, например, аппликация - это один из видов изобразительной техники, основанный на использовании однородных материалов, которые фиксируются в одной плоскости, на какой-либо поверхности, принятой за фон.

-4
-5
-6
-7

Коллажом называют произведение, созданное из вырезанных, разнообразных по фактуре и свойству предметов, наклеенных на поверхность листа или холста.

-8
-9
-10

Остановимся более подробно на зерактеристиках этапов становления коллажа в искусстве.

Первый этап (с 1910 по 1950 г.)

Данный этап вполне закономерно был связан с поиском ответа на вопрос «как» (как, собственно, все искусство европейского авангарда). Выработка техники и границ использования бумаги, ткани, иных материалов, внедряемых в живописную ткань, были смыслом и целью.

П.Пикассо «Бутылка Vieux Marc», стекло, гитара, газета, 1913 г.
П.Пикассо «Бутылка Vieux Marc», стекло, гитара, газета, 1913 г.
-12

Второй этап (с 1950 по 2000 г.)

После этапа «отработки технологии» внимание художников переключилось на план содержания, и ведущим вопросом стал вопрос «что». В центре внимания коллажа, обретшего самостоятельность, оказался художественный образ, что позволило одновременно говорить о формировании самостоятельного направления искусства (к тому моменту уже декоративного, а не изобразительного).

Л. Корбузирер «Le Modulor», 1950 г.
Л. Корбузирер «Le Modulor», 1950 г.
-14
-15

Третий этап (с 2000г по н.в.) фиксирует современный статус и трансформацию традиционного искусства коллажа. Внимание переключается на концепт «из чего» — внимание мастеров приковано к материалам, из которых коллаж состоит и которые приобретают самостоятельную ценность.

-16

Анализ корпуса эталонных произведений, созданных в технике коллажа из бумаги в ХХ – первой четверти XXI вв, позволяет сделать вывод о существенной эволюции, которую прошел этот вид искусства – от вспомогательного элемента внутри произведений разных живописных жанров (преимущественно натюрморта) до самостоятельного вида декоративного искусства со своими законами композиционного, технологического, колористического решений. Обозначенные характеристики этапов отражают магистральное решение художественных задач на пересечении проблемы художественного образа (содержательной составляющей произведения) и технологических решений (развитие материалов и техник искусства).

Коллаж находил отражения в самых различных жанрах и сферах человеческой деятельности.

Коллаж в киноискусстве

-17
-18

Коллаж в киноафишах

-19

Коллаж на страницах модных журналов

-20

Юлия Евгеньевна также подробно рассказала о коллажной технике на примере создания авторской композиции.

Так, например, в коллаже могут использоваться следующие материалы: ножницы, коврик, клей карандаш и клей – ПВА, скотч, карандаш, резинка, линейки, картон, цветная и фактурная бумага глянцевые журналы, газеты.

Композиция коллажа должна содержать следующие элементы:

Единство
Композиционный центр
Масштаб
Контраст по цвету или тону
Контраст по фактуре
Контраст по форме
Баланс (симметричный/ассиметричный (динамический)
О. Кирсанова «Настольная книга коллажиста»
О. Кирсанова «Настольная книга коллажиста»

Что касается цветов, которые могут быть использованы в коллажной искусстве, то здесь известны следующие техники сочетания:

1. Комплементарная (контрастная гармония) 2. Триада (треугольная гармония)
3. Раздельно-комплементраная гармония
4. Аналоговая (последовательная) гармония

-22

Лектор поделилась и своими уникальными работами, чтобы вдохновить присутствующих на создание собственных композиций.

-23
-24

По завершении теоретической части занятия, все участники спустились в мастерскую кампуса, чтобы попробовать коллажнуб технику собственными руками и создать открытку.

-25
-26
-27
-28
-29