TechPowerUp обнаружил, что в розничной торговле есть видеокарты NVIDIA GeForce RTX 5090, которые поставляются со слишком малым количеством блоков рендеринга, что снижает производительность. GeForce RTX 5090 Solid от Zotac поставляется с меньшим количеством ROP, чем должно быть — активировано 168 вместо 176, которые являются частью спецификаций RTX 5090. Эта потеря 8 ROP оказывает небольшое, но заметное влияние на производительность. Во время недавнего тестирования мы заметили, что наш образец Zotac RTX 5090 Solid немного отстает, отставая даже от карты NVIDIA RTX 5090 Founders Edition. В то время мы не обратили внимания на количество ROP, которое сообщал TechPowerUp GPU-Z, и вместо этого потратили время на поиск других причин, таких как тактовая частота, питание, охлаждение и т. д.
Два дня назад один из наших читателей, который известен как «Wuxi Gamer», опубликовал эту ветку на форумах TechPowerUp , сообщив, что его розничная Zotac RTX 5090 Solid показывает меньше ROP в GPU-Z, чем должна была бы иметь RTX 5090. Пользователь перепробовал все, от переустановки драйверов до программного обеспечения, переключения между двумя видео BIOS, которые поставляются с картой, но все безрезультатно. Какое совпадение, что эта карта уже была в наших лабораториях, поэтому мы затем откопали наш образец. И вот — в нашем образце тоже отсутствуют ROP! GPU-Z может считывать и сообщать эти количества блоков, в данном случае через интерфейс драйвера NVAPI от NVIDIA. Восемь отсутствующих блоков ROP означают потерю 4,54% аппаратных возможностей растрового оборудования графического процессора, и чтобы проиллюстрировать, как это сказывается на производительности, мы провели несколько тестов.
В первом тесте «Elden Ring» в разрешении 4K UHD с максимальными настройками и собственным разрешением (без DLSS) вы можете увидеть, как Zotac RTX 5090 Solid отстает от всех остальных протестированных нами RTX 5090, включая NVIDIA Founders Edition, фактически референсный дизайн, который устанавливает базовый уровень производительности для RTX 5090. Карта Zotac на 5,6% медленнее FE и на 8,4% медленнее ASUS ROG Astral RTX 5090 OC, самой быстрой карты с индивидуальным дизайном для этого теста. Официально Solid работает на номинальной частоте усиления 2407 МГц, что соответствует тактовым частотам Founders Edition — в реальной жизни она не должна быть значительно медленнее. Интересно, что потеря производительности не видна при мониторинге тактовых частот, потому что они такие же высокие, как и ожидалось — просто меньше единиц доступно для обработки рабочей нагрузки рендеринга.
Блок ROP (Raster Operations Pipeline) в GPU обрабатывает данные пикселей, выполняя такие задачи, как смешивание, сглаживание, рендеринг в текстуру и запись конечных значений пикселей в буфер кадра. Напротив, блок затенения, также известный как «ядро GPU», отвечает за вычисление цвета, освещения и свойств материалов пикселей или вершин в процессе рендеринга, без прямого взаимодействия с буфером кадра, поэтому падение производительности из-за восьми отсутствующих ROP зависит от того, насколько интенсивной является игра с точки зрения ROP.
Например, в Starfield потеря производительности гораздо меньше, а в DOOM Eternal с трассировкой лучей карта фактически оказывается близкой к ожидаемым уровням производительности.
Мы также провели быстрый графический тест 3DMark Time Spy Extreme.
- NVIDIA Founders Edition: 25439
- Zotac : 22621
- Gigabyte Gaming OC: 26220
Это должно быть число, которое вы можете легко проверить самостоятельно, если вы один из счастливых владельцев RTX 5090. Самый быстрый способ — определенно просто запустить GPU-Z и посмотреть на число ROP, оно должно быть «176».
Пока что мы знаем только о затронутых картах Zotac 5090 Solid, ни один из наших обзорных образцов от ASUS, Gigabyte, MSI, Palit и NVIDIA не выявил этой проблемы, все владельцы 5090 должны обязательно проверить свои карты и сообщить о ней.
Это проблема с контролем качества как в NVIDIA, так и в Zotac. Партнеры NVIDIA по картам расширения (AIC) не имеют возможности настраивать количество ROP ни физически на кремнии, ни в видео BIOS, и тем не менее графический процессор, его видео BIOS и конечный продукт прошли тестирование QA как в NVIDIA, так и в Zotac.
Мы работаем с Zotac, чтобы вернуть затронутую карту, чтобы они могли отправить ее в NVIDIA для расследования. На данный момент Zotac не смогла предоставить заявление, сославшись на изменчивость ситуации. Что касается возможных исправлений. Мы надеемся, что проблема локализована в ошибке драйвера или видео BIOS, поэтому NVIDIA могла бы выпустить удобный инструмент обновления BIOS, который может работать из Windows и обновлять BIOS затронутых карт. Однако, если ROP были отключены на аппаратном уровне, то мало что могут сделать конечные пользователи или даже партнеры AIC, кроме как инициировать ограниченный отзыв продукции для замены или возврата денег. Если ROP действительно отключены через предохранители, маловероятно, что у NVIDIA есть способ повторно включить эти блоки в полевых условиях, потому что это потенциально предоставит подробную информацию о том, как такие блоки могут быть повторно активированы на других картах и SKU компании. Обновление
14:22 UTC :
Видимо, проблема не специфична для Zotac, HXL опубликовал скриншот MSI RTX 5090D, китайского варианта RTX 5090 с пониженной производительностью вычислений, но который, как предполагается, имеет 176 ROP. Как и Zotac RTX 5090 Solid, у него отсутствует 8 ROP.
Обновление 16:38 UTC :
Найдена еще одна карта , на этот раз от Manli.
Обновление 17:30 UTC :
ComputerBase сообщает, что их образец Zotac RTX 5090 Solid не затронут и показывает правильное количество ROP 176. Это подтверждает, что проблема не затрагивает все карты этого SKU и, вероятно, даже не все карты в партии/производстве.
Обновление 17:36 UTC :
Просто для уточнения, потому что об этом спрашивали пару раз. Если драйвер не установлен, GPU-Z будет использовать внутреннюю базу данных в качестве резерва, чтобы показать жестко закодированное количество ROP 176 вместо «Неизвестно». Это разумное приближение, потому что все предыдущие карты имели фиксированное, неизменяемое количество ROP. Как только драйвер будет установлен, GPU-Z сообщит «живые» активные количества ROP на GPU — эти данные считываются через драйверы NVIDIA.
Обновление 19:18 UTC :
Карта от Gigabyte также затронута.
Обновление 22 февраля, 6:00 UTC :
Palit, Inno3D и MSI также оказались затронуты
Обновление 22 февраля, 6:30 UTC :
Глобальный PR-директор NVIDIA Бен Берраондо подтвердил наличие проблемы. Он сказал The Verge:
NVIDIAМы выявили редкую проблему, затрагивающую менее 0,5% (полпроцента) графических процессоров GeForce RTX 5090 / 5090D и 5070 Ti, которые имеют на один ROP меньше, чем указано. Среднее влияние на графическую производительность составляет 4%, без влияния на рабочие нагрузки AI и Compute. Затронутые потребители могут обратиться к производителю платы для замены. Аномалия производства была исправлена.
Очень интересно — NVIDIA подтверждает, что RTX 5070 Ti тоже затронута.
Хотя NVIDIA говорит об «одном блоке ROP», в нашем контексте это на самом деле означает «8 ROP». Много лет назад маркетологи решили, что чем больше число = тем лучше, поэтому они начали сообщать количество пикселей, которые могут быть обработаны на блок, вместо фактического количества блоков. Так что в этом случае один аппаратный блок отключен, что означает, что за такт можно обработать на восемь пикселей меньше, что приводит к потере «8 ROP».