Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Чат-боты для чиновников без «восстания машин»: как развивается ИИ

Оглавление

Искусственный интеллект помогает городскому хозяйству и водителям, а компании не могут найти «укротителей» нейросетей.

Автор фото: Александра Чагина / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Александра Чагина / ИД «Вечерняя Казань»

ИИ даст Татарстану миллиарды?

Сгенерированные нейросетями тексты, изображения, видео и музыка прочно вошли в нашу жизнь. Интереса к теме добавил и китайский чат-бот DeepSeek. «Изюминка» программы — в цене разработки: сразу после релиза сообщалось, что на обучение языковой модели для нейросети создатели потратили шесть миллионов долларов США. При этом на обучение языковой модели GPT-4, по разным данным, ушло от 80 до 100 миллионов долларов. Впрочем, фигурируемая сумма в шесть миллионов у экспертов вызывает сомнения — в ней как минимум не учтены ни расходы на видеокарты, ни оплата труда разработчиков. К тому же «триумфальное шествие» китайского чат-бота было омрачено найденными у него уязвимостями, которые позволяют получить доступ к персональным данным пользователей.

Ранее заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин прогнозировал, что к 2030 году внедрение технологий ИИ может увеличить ВРП Татарстана на 345 миллиардов рублей. В 2022 году республика стала первым российским регионом, принявшим специальное постановление об использовании искусственного интеллекта. А главная программа, которую реализовывает сейчас государственный сектор IT в республике, — чат-бот для чиновников «Госпромт». Это татарстанская разработка, в пилотном режиме программой пользуются 465 пользователей из различных ведомств для решения самых разнообразных задач: от проверки текстов документов до прогнозирования показателей.

Уполномоченный по технологиям искусственного интеллекта в Татарстане Булат Замалиев надеется, что в этом году проект достигнет «проектных мощностей» и число его пользователей достигнет нескольких тысяч. Уже сейчас «Госпромт» вызвал интерес и в других регионах, например в Хабаровском крае.

Автор фото: Александра Чагина / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Александра Чагина / ИД «Вечерняя Казань»

Применяют технологии нейросетей и в городском хозяйстве, например для выявления мест скопления бездомных собак на улицах Казани, рассказывает уполномоченный по ИИ. И результаты уже видны: эффективность отлова бездомных собак по сравнению с 2023 годом увеличилась на 46%. В столице Татарстана также внедрена система, которая с помощью ИИ находит участки, где не была произведена уборка снега.

- Скоро в Казани запустят проект по распознаванию свободных парковочных мест. Точное количество свободных мест на конкретной парковке можно будет узнать с помощью телеграм-бота, — рассказывает Замалиев.

Кроме того, в Татарстане была разработана нейросеть «Урам», которая также уже применяется для анализа изображений с камер видеонаблюдения и на улицах Сахалинской области.

- Искусственный интеллект — это технология, которая стремительно развивается и оказывает всё большее влияние на рынок труда, — отмечает собеседник «Вечерней Казани». — В перспективе ИИ может взять на себя выполнение ряда рутинных и автоматизированных задач, особенно в бюджетной сфере и государственном управлении. Однако это не должно означать сокращение рабочих мест, а скорее их трансформацию: освободившиеся ресурсы нужно направить на более творческую, стратегическую и человекоориентированную деятельность, где человеческий опыт и интуиция остаются незаменимыми. Так, например, в США Илону Маску доверили трансформацию и оптимизацию госуправления, в том числе с помощью ИИ. Татарстан должен также эффективно интегрировать передовые технологии ИИ в экономику и систему управления.

Сервисы на базе ИИ используются не только в Казани, но и других городах республики. Как рассказал «Вечерней Казани» мэр Иннополиса Дмитрий Вандюков, в городе функционирует консьерж-сервис с виртуальным помощником Инной. Скоро в городе заработает и аэрологистика — перевозка грузов при помощи дронов.

Автор фото: Павел Хацаюк/ ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/ ИД «Вечерняя Казань»

Первый заместитель руководителя Минцифры РТ Илья Начвин, рассуждая о перспективах «Госпромта», полагает, что в будущем 95% всех рутинных задач чиновников будет решать искусственный интеллект. В течение 10 лет, ожидают в ведомстве, работа с постоянными повторяющимися задачами станет закрываться через ИИ.

Еще одна «хайповая» тема вокруг искусственного интеллекта — вопрос его выхода из-под контроля. Воплотятся ли сюжеты голливудских фильмов в жизнь?

- Я вообще не верю в то, что ИИ может выйти из-под контроля. Искусственный интеллект — это набор математических алгоритмов. Всё это подконтрольные процессы. Так или иначе, мы работаем с ними и самостоятельно просчитываем нововведения. Вряд ли нас ожидает «восстание машин» , — считает первый замруководителя Минцифры РТ Начвин.

Но уже в дне сегодняшнем развернулась гонка в сфере ИИ. Директор Института искусственного интеллекта, робототехники и системной инженерии КФУ Дмитрий Чикрин отмечает, что искусственный интеллект представляет собой совокупность нескольких отдельных направлений, а Татарстан традиционно силен в беспилотной технике и ИИ в робототехнике. «Свою специализацию республика выбрала правильно. У нас есть автогигант, широко внедрена робототехника. А большими лингвистическими моделями прекрасно Т-Банк со Сбером занимаются», — говорит собеседник.

Занимается исследованиями в области искусственного интеллекта и КФУ, за последние несколько лет вуз представил несколько десятков разработок в этой сфере. Наиболее известные «открытые» разработки университета в данной области — это беспилотные транспортные средства в сотрудничестве с КАМАЗом.

- Другое дело, что в нашей республике специалисты в области ИИ пока не очень востребованы. Причину этого понять сложно. Поэтому выпускники часто трудоустраиваются в Москве, Санкт-Петербурге, соседних регионах. В нашей республике специалисты по ИИ нужны только крупным предприятиям, таким как КАМАЗ, — говорит представитель КФУ.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Переоценивать возможности современных чат-ботов с ИИ сейчас не стоит, предупреждает Чикрин. «Вспоминается разговор с представителем одного из наших предприятий-партнеров, что в результате внедрения искусственного интеллекта производительность программиста может подняться от 10 до 15%. Это сильно диссонирует со звучащими сейчас оценками, что нейросети заменят программистов», — говорит эксперт. Внедрение проектов с использованием ИИ заменит работу огромного количества специалистов, но речь только о работниках низкой квалификации. Здесь кроется ещё одна проблема: многие начинающие работники привыкли полагаться на чат-боты, поэтому не могут вырасти как специалисты.

- Молодые специалисты — дети, а искусственный интеллект — это планшет, который им дали слишком рано. Вот не стоит этого делать! Не надо им облегчать жизнь, они от этого просто не вырастают. Поэтому нужно жестко регулировать использование нейросетей. Пусть такие работники обращаются к ИИ, пусть у них будет определенное ограниченное количество запросов к нейросети. В противном случае мы придем к резкому падению уровня образования.

Иного мнения придерживается проректор Университета Иннополис Евгений Бобров, который наблюдает дефицит специалистов в области машинного обучения, анализа данных и компьютерного зрения. Это связано с тем, что ИИ-технологии внедряются в финансы, здравоохранение, транспорт, сельское хозяйство и другие отрасли экономики быстрее, чем вузы успевают подготовить высококвалифицированные кадры.

Автор фото: Александра Чагина / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Александра Чагина / ИД «Вечерняя Казань»

Готовят к работе с технологиями ИИ и в Университете Иннополис. В передовой инженерной школе вуза обучают специалистов по обработке больших данных, ML-инженеров. Также действует совместная бакалаврская программа с «Яндексом», Сбером, ИТМО, МФТИ и НИУ ВШЭ, ориентированная на подготовку специалистов, способных создавать новые ИИ-модели, архитектуру и алгоритмы машинного обучения.

«Хайп» ушел, надо работать»

Старший руководитель группы аналитики данных и машинного обучения компании ICL Services Сергей Щербаков поделился информацией о продуктах, в разработке которых используется искусственный интеллект. Одним из таких продуктов является Ген.ИИ — AI-ассистент для бизнеса, мгновенно обрабатывающий вопросы и выдающий ответы на основе корпоративной базы знаний. Этот ассистент легко настраивается под задачи каждого заказчика. Также искусственный интеллект активно используется в видеоаналитике и в мобильном голосовом помощнике.

- Мое впечатление от текущего рынка труда в части ИИ, что он несколько перенасыщен специалистами начального уровня, которые на «хайпе» последних двух-трех лет бросились осваивать теорию, но так и не смогли найти практическое применение этим знаниям. С другой стороны, по-прежнему бывает сложно найти кандидатов на старшие позиции – людей с существенным опытом работы и хорошим багажом знаний. Это своего рода показатель зрелости рынка – «хайп» ушел, надо работать, — считает эксперт.

Автор фото: Павел Хацаюк/ ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/ ИД «Вечерняя Казань»

Гендиректор Таттелекома Айрат Нурутдинов обращает внимание, что самый большой «хайп» по теме ИИ сейчас наблюдается вокруг больших языковых моделей, к которым относятся и ChatGPT, и китайская DeepSeek. Однако этим мир искусственного интеллекта и нейросетей не ограничивается. Существуют такие направления, как Agentic AI — которые существенно расширяют возможности больших языковых моделей, и Physics AI — системы, способные понимать и взаимодействовать с физическим миром, что особенно актуально в робототехнике.

- В то же время в Татарстане не хватает квалифицированных кадров в области искусственного интеллекта. Для работы в сфере машинного обучения и больших языковых моделей необходимо владеть Python, понимать математические основы: линейную алгебру, теорию вероятностей, методы оптимизации и архитектуру трансформеров с механизмом внимания. Чтобы стать действительно квалифицированным специалистом, необходимо получить качественное фундаментальное образование. Сегодня рынок перенасыщен онлайн-курсами, но их цель не столько в том, чтобы подготовить профессионалов, сколько помочь успешно «продать» себя работодателю. А уже на рабочем месте, как предполагается, можно освоить все необходимые навыки, — сетует собеседник издания.

Автор фото: Александра Чагина / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Александра Чагина / ИД «Вечерняя Казань»

Продукты ИИ оказывают существенное влияние на ряд сфер рынка труда, в частности тот же IT, уверен Нурутдинов: «ИИ не может написать программу за разработчика. Но он повышает производительность его труда в несколько раз!» При этом программы на основе ИИ могут привести к сокращению вакансий для белых воротничков, особенно специалистов начального уровня.

В Таттелекоме технологии на основе ИИ применяют в контакт-центре для анализа и распознавания речи при звонках от абонентов, в маркетинге для генерации рекламного визуала, а также используют нейросети в видеоаналитике, например для распознавания качества изображений с камер (к примеру, для выявления загрязнений), установленных в республике. Также компания строит собственный дата-центр, спроектированный как высоконагруженный, с акцентом на развитие и внедрение искусственного интеллекта.

Автор материала: Рамиль Акберов