Найти в Дзене
Кафкианский хаос

Ученик превзошел своего учителя. Подмастерье Зигмунда Фрейда. Карл Густав Юнг.

Оглавление

Интересные факты о самом выдающемся психоаналитике.

Является ли психология наукой или это отдельное направление философии, основанное на духовных и даже космических представлениях?

Душа моя, где ты? Ты слышишь меня? Я говорю, я зову тебя — ты здесь? Я вернулся, я снова здесь. Я отряс прах всех земель со своих ног, и я пришел к тебе, я с тобой. После долгих лет долгих странствий я снова пришел к тебе. Рассказать тебе все, что я видел, пережил и впитал? Или ты не хочешь слышать весь этот шум жизни и мира? Но одну вещь ты должна знать: одной вещи я научился — каждый должен жить свою жизнь.
Эта жизнь — путь, долго искомый путь к безмерному, что мы зовем божественным. Нет другого пути, все другие пути ложные. Я нашел верный путь, он привел меня к тебе, к моей душе. Я возвращаюсь, закаленный и очищенный. Ты все еще помнишь меня? Как долго длилась разлука! Все так изменилось. И как я нашел тебя? Каким странным было мое путешествие! Какими словами описать запутанные дороги, которыми добрая звезда вела меня к тебе? Дай мне руку, моя почти позабытая душа. Как тепла радость от новой встречи с тобой, долго не признанная душа. Жизнь привела меня назад к тебе. Поблагодарим жизнь, которую я жил, за все счастливые и грустные часы, за каждую радость, за каждую печаль. Душа моя, путешествие мое будет продолжаться с тобой. Я буду странствовать с тобой и взойду к моему одиночеству.
Карл Густав Юнг «Красная Книга».

Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психолог и психиатр, создатель аналитической психологии. Получив медицинское образование в Базельском университете, он работал с такими известными фигурами, как Э. Блейлер в Цюрихе и П. Жане в Париже. Его докторская диссертация была посвящена оккультным феноменам. Разработав ассоциативный тест, Юнг стал заведующим отделением в клинике Бургхёльцли и профессором Цюрихского университета, а позже перешел к частной практике.

Сотрудничество Юнга и Фрейда началось в 1907 году. Юнг стал активным сторонником психоанализа, занимал пост президента Международной психоаналитической ассоциации и был редактором ее журнала. Однако к 1913 году теоретические разногласия, включая разное понимание либидо, причин неврозов и функционирования психики, привели к разрыву с Фрейдом. Юнг основал собственное направление - аналитическую психологию. Он углубился в изучение первобытной психики и религий, путешествуя по Северной Америке, Африке и Индии. Юнг также играл важную роль в психотерапевтическом сообществе, занимая руководящие должности в различных организациях. В 1948 году в Цюрихе был основан институт его имени.

-2

Детство

Детство Юнга было отмечено необычным окружением и переживаниями. Депрессивный отец, мать, увлекавшаяся спиритизмом и общавшаяся с духами, семейные спиритические сеансы – все это создавало атмосферу, насыщенную мистицизмом и оккультизмом. Сам Юнг был замкнутым ребенком с богатым внутренним миром, видел яркие, порой пугающие сны, и утверждал, что ощущал в себе присутствие двух личностей. В детстве он практиковал своеобразные ритуалы, которые, как он позже понял, были проявлением коллективного бессознательного. Интересно, что Юнг диагностировал у себя шизофрению, которую, по его словам, преодолел к концу жизни. Детские переживания и наблюдения сыграли важную роль в формировании его взглядов и теорий.

«Порой я ощущаю, будто вбираю в себя окружающие предметы, - писал Юнг о том периоде, - я живу в каждом дереве, в плеске волн, в облаках, в животных, которые приходят и уходят, - в каждом существе... Здесь все имеет свою историю — и это моя история. Здесь проходит та грань, за которой открывается безграничное царство бессознательного. Я отказался от электричества, сам топлю печь и плиту, а по вечерам зажигаю старинные лампы. У меня нет водопровода, я беру воду из колодца. Я рублю дрова и готовлю еду. В этих простых вещах заключается та простота, которая так нелегко дается человеку».
-3

О работе с Фрейдом

В 20 лет Юнг выбрал медицину, специализируясь в психиатрии, хотя его интересовали и гуманитарные науки. Работая ассистентом известного психиатра Эйгена Блейлера, он познакомился с работами Фрейда. Встреча с Фрейдом в 1907 году стала поворотной: началось плодотворное сотрудничество, Юнг получил признание, став президентом Международного психоаналитического сообщества. Однако их взгляды на бессознательное расходились. Юнг видел в нем не источник проблем, как Фрейд, а ключ к пониманию личности, выделяя разные уровни бессознательного. Публикация Юнгом "Психологии бессознательного" в 1911 году, где он изложил свои теории, привела к разрыву с Фрейдом, который посчитал разногласия непреодолимыми. Разрыв негативно сказался на репутации Юнга в научном сообществе.

-4

Отказавшись от психоанализа Фрейда, Юнг сосредоточился на развитии аналитической психологии, исследуя архетипы, вводя понятия "интроверт" и "экстраверт", и разрабатывая теорию структуры психики. В этот период он пережил глубокий личностный кризис и обострение шизофрении. Справиться с этим ему помог метод активного воображения: записывая свои мысли и образы, он создал "Красную книгу", ставшую отражением его внутреннего мира. Преодолев кризис, Юнг вернулся к активной деятельности, заслужив мировое признание и став "мудрым старцем из Кюснахта".

«Пока вы не сделаете бессознательное сознательным, оно будет управлять вашей жизнью и вы будете называть это судьбой»

Архетип ребенка

Юнг вернул в научный обиход понятие архетипа – устойчивой матрицы в коллективном бессознательном. Архетип Ребенка, по Юнгу, проявляется в мифах, сказках и литературе, отражая как личные детские воспоминания, так и "предсознательный аспект детства коллективной души". Этот архетип сильно воздействует на нас эмоционально, что используется, например, в рекламе. На глубинном уровне архетип Ребенка – это коллективный опыт, послание из прошлого, отражающее способы решения психологических проблем, существовавшие задолго до появления психологии как науки.

Юнг рассматривает архетип Ребенка в нескольких аспектах.

  • "Обиженный ребенок" – устойчивый образ, символизирующий детскую травму, "болезнь самости" и препятствие на пути индивидуации. Это может проявляться как на личном уровне, так и на коллективном, например, в чрезмерной рациональности общества. Множество "детей" в сновидениях говорит о фрагментации самости.
  • "Грядущий ребенок", часто преследуемый в сказках, символизирует позитивные перемены и потенциал развития.

Двойственность образа ребенка заключается в его кажущейся беспомощности и одновременно неуязвимости, благодаря чистоте и верности своей природе. Этот архетип учит нас важности самопознания и следования истинным потребностям для достижения индивидуации.

-5

Ключевые архетипы в теории Юнга – анима и анимус, представляющие женское и мужское начала в психике. Они проецируются через образы матери (для мужчин) и отца (для женщин). В своей терапевтической практике Юнг анализировал символы из сновидений и фантазий пациентов, используя метод активной имагинации. Он считал, что расшифровка этих символов помогает понять психическое состояние человека. Юнг разработал типологию характеров, основанную на направленности личности (экстраверсия/интроверсия) и четырех психических функциях (мышление, чувство, интуиция, ощущение), комбинации которых дают 8 психологических типов.

Юнг предложил концепцию синхронистичности, объясняющую "акаузальную" связь событий, возникающую при активизации архетипов. Этой концепцией он пытался объяснить такие явления, как ясновидение и медиумизм, а также обосновать астрологию. Идеи Юнга оказали существенное влияние на культуру 20 века, в частности на литературу и искусство, вдохновив таких авторов, как Герман Гессе, Томас Манн и Хорхе Луис Борхес.