Антон Баринов для УралLIVE
В феврале 2022 года началась СВО, и против России западные страны практически сразу ввели санкции. И это сильно изменило нашу повседневность. Из страны ушли гиганты — производители одежды: Zara, H&M, Bershka, UNIQLO, Massimo Dutti. Россию отключили от SWIFT — и никаких больше покупочек в иностранных магазинах российскими картами. Ушла невероятно популярная IKEA. Ушло много фирм. Список можно продолжать долго, но сейчас не об их уходе, а об их возможном возвращении.
На днях состоялся телефонный разговор Путина и Трампа… и теперь вся информповестка — о гипотетических мирных переговорах. Тут же стали просачиваться слухи о возвращении на рынок всех ушедших брендов в случае заключения мирных соглашений.
Прошло почти три года с момента их ухода. Казалось бы, за три года все напрочь должны были забыть о том, что когда-то там они были. Ну было и было. Но! Новости о возможном возвращении просто взбудоражили интернет. И, судя по всему, перемен очень даже ждут.
В Союзе торговых центров России заявили, что каждый второй ТЦ готов принять обратно Uniqlo, H&M и Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho и другие бренды. У них уже есть помещения для немедленной аренды или возможность оперативно освободить площади для удовлетворения их потребностей.
А исследование Kokos Group говорит о том, что россияне немедленно откажутся от «китайцев», если в Россию вернутся Toyota или похожие автогиганты.
Почему так произошло? Могу точно сказать за рынок одежды и обуви. В марте 2022-го российские предприниматели получили отличные возможности для развития собственных брендов одежды. Эта ниша буквально опустела из-за ухода легкопромышленных гигантов типа Inditex. Но, как говорится, жадность фраера сгубила.
Вместо того чтобы предложить качественную альтернативу «западным тряпкам», наши просто стали продавать галимый ширпотреб. Воспользовавшись отсутствием конкуренции, корпорации начали отшивать вещи ужасного качества и продавать их за невменяемые деньги. Всё, что более-менее носибельно, стоит слишком дорого. Настолько, что перестало быть возможным для большинства населения. Цены в некоторых российских магазинах и шоурумах сравнялись с европейскими.
Среди молодёжи сразу обрел популярность Poizon — маркетплейс, в котором через посредников можно заказать оригинальные вещи из Китая. За более-менее вменяемые деньги. Уж точно гораздо дешевле, чем предлагают российские ресейлеры.
Рынок электроники вообще «посерел». Люди не перестали покупать айфоны, айпады и прочую америкосовскую технику. Их стали покупать за наличку. В обход налогов. Но это иногда в несколько раз дешевле, чем в федеральных торговых сетях.
Многие российские фирмы одежды уже несут колоссальные убытки. Причиной стали низкие продажи. Магазины буквально забиты дешманским хламом, который никому не нужен за такие деньги.
И насчёт китайских машин: сограждане уже просекли, что гнать их из Китая получается дешевле, чем покупать у российских дилеров. Причём разница может доходить до нескольких миллионов. Да, есть проблемы с гарантией и прошивкой электроники, но всё равно покупают.
Учитывая всё вышеперечисленное, мне кажется, что, если западные компании действительно вернутся в Россию, они получат здесь сверхприбыли. Люди ринутся скупать всё, и на Западе это понимают. Российский рынок огромен и платежеспособен. Важный вопрос в ценовой политике: невозможно предположить, с какими ценами хотят вернутся все эти конторы.
Интересно, каким будет поведение государства и российских фирм. Потому что велик риск, что возвращение сильно пошатнёт рынок и положение наших брендов, многие из которых и так неустойчиво держатся на ногах. Пока об этом можно только гадать. Поживём — узнаем. За три года мы привыкли, что всё может меняться в одночасье, поэтому новости о возвращении и вовсе могут оказаться блефом. Посмотрим.