Умер отец Аллы. Последний год он вообще уже не вставал с кровати. За ним ухаживала его мать. Алла и мама работали днём, а вечером сменяли бабушку. Вот только мама старалась не подходить к своему мужу, перекладывала заботу о нём на дочь. Алла была не против, отцом он был хорошим: добрым, весёлым.
На следующий день после похорон Алла проснулась от какого-то шума. Пришла в комнату родителей, а там мама со злобной яростью сбрасывает вещи отца в огромный мешок.
– Мама, что происходит? – удивилась Алла.
– Хочу, чтобы духа его в квартире больше не было. Алка, не мешай, уйди с глаз долой! – раздражённо ответила мама.
– Завтракать пойдёшь? Я сейчас что-нибудь приготовлю, – Алла пропустила мимо ушей раздражённость матери.
– Не хочу. Уйди, а! – взмолилась мама.
Алла завтракала в одиночестве. Мама бегала по квартире и уничтожала всё, что связано с отцом Аллы. Вдруг Алле пришла мысль: «А от меня тоже избавится?» И от мысли такой стало страшно.
Отец хорошо зарабатывал, Алла с мамой никогда не нуждались. А мама почему-то плохо относилась к отцу, часто оскорбляла его, бывало, игнорировала отца, не разговаривала с ним неделями. Отец терпел, он был ответственным человеком, заботливым. Аллу отец любил, когда мать замолкала, у Аллы с отцом было особенное время: они закрывались в комнате Аллы, читали книги, играли в настольные игры, делились секретами. Алла тогда была счастлива, но она не помнит и дня, когда они были счастливы втроём, все вместе: Алла и родители.
К обеду мама вынесла мишки с папиными вещами в мусорные контейнеры и принялась за генеральную уборку.
– Тебе помочь? – спросила Алла.
– Не мешай. Я сама, – спокойно ответила мама.
– Вообще-то, нас на обед бабушка звала. Ты забыла?
– Слушай, она мне теперь никто! Вообще никто! Тебе она бабушка, а мне никто! – казалось, что мама очень рада этому событию. – Ты иди к ней, а я тут одна управлюсь.
Вечером Алла вернулась домой. Уставшая, но довольная мама пила чай в кухне.
– Мам, скажи, ты не любила отца? Почему сейчас вот это всё происходит? Бабушка на тебя обиделась, – Алле очень хотелось поговорить обо всём.
– Я любила твоего отца, очень любила. Иначе бы не вышла за него. Тогда он мне казался интеллигентный, застенчивый, скромный. Ты знаешь, мы даже поженились, потому что его мама настояла. Мне было забавно, что он стесняется сделать мне предложение. Хотя на работе он мог отстоять свою точку зрения, его на работе ценили и уважали. А вот когда приходил домой, превращался в тюфяка и мямлю, не мог решить ни одну проблему. Всё оглядывается на свою маму. Постоянно одалживал деньги своей сестре. Только она не возвращала долг. Мне не жаль денег, но если тебе говорят, что отдадут, то должны отдать. По этому поводу у нас и был первый скандал. Я тогда ушла от него. Думаешь, он прибежал за мной? Не тут-то было, явилась свекровь, завернула тебя в одеяло, сказала, что погуляет с внучкой, а сама упёрла тебя к отцу. Куда мне было деваться? Пришлось самой идти туда.
Вот так твой отец принимал решения, всегда озираясь на свою маму. Мы и жили вчетвером: он, я, ты и мнение свекрови.
Я даже решилась на развод. Тебе тогда года четыре было. Даже чемоданы собрала, вывезла их к своим родителям, а сама ждала мужа, чтобы в лицо всё высказать. Отец твой пришёл с работы расстроенный, сказал, что нужно серьёзно поговорить. Я тогда решила, что он и сам хочет развода, ну или его мама хочет, чтобы мы развелись. А отец твой сказал, что был на медосмотре, и у него обнаружили начальную стадию рака. Сама понимаешь, я его бросить не смогла. Пришлось также вернуть те чемоданы. Двадцать лет с разным успехом боролись с этой болезнью. Казалось,, отступила и всё хорошо, но года через три снова рецидив. В общем, так двадцать лет и прожили без особой любви.
– Почему про болезнь отца я узнала только в последние годы? Зачем вы скрывали это от меня? Почему врали, что отец в больнице лечится от простуды? – заплакала Алла.
– Что это изменило бы? Зачем ребёнку знать это? Ты же счастлива была, а так страдала бы вместе с нами, – равнодушно отмахнулась мама. – Понимаешь, я в последние годы ненавидела уже и болезнь, и отца твоего, и его мать, да и себя уже ненавидела. Сейчас, надеюсь, у нас с тобой всё будет хорошо.
Мама обняла Аллу. А у Аллы в душе зародилось какое-то неприятное чувство. «Быть может, ненависть?» – подумала Алла, вывернулась из объятий мамы и ушла ночевать к бабушке. Больше она к маме не вернулась. Общались только по телефону.