Найти в Дзене
Блог акушера

"Вот и решила сделать, как бабка моя делала..."

На этой неделе посреди политических известий глаз в ленте выхватил две интересные новости, направленные на улучшение рождаемости. Первая меня порадовала: в Госдуму внесена инициатива для гарантированных выплат женщине в течение всего декретного отпуска. То есть предполагается, что выплаты в отпуске по уходу за ребёнком будут не до полутора лет, а до трех. И если вдруг такой закон будет принят, то это хорошо. Потому что нынче в полтора года мать остаётся без денег и часто - без детского сада. Потому что садов не хватает, очереди там большие. Ну и не каждый ребёнок в полтора года готов идти в детский сад, будем уж откровенны.

Вторая инициатива - полный запрет абортов по желанию. По медицинским показаниям - можно. Пока можно...

Чем закончится полный запрет абортов, думаю, понятно. Разные пациентки были: и свои собственные за время работы в гинекологии, и по рассказам коллег - с разными исходами после криминальных (вне стен медицинского учреждения) абортов. Но вот одну девочку я запомню, пожалуй, навсегда. Потому что она была первая, мною увиденная в таком ключе - во время моей интернатуры.

Кате на момент наступления беременности было 16 лет. Жила в небольшом селе. В семье трое детей, она средняя. Старшая сестра училась в райцентре в каком-то колледже, все деньги семьи уходили туда. Младший брат - школьник, 10 лет.

Забеременела от парня, который приехал к бабушке в то село на каникулы. Парень приехал, потом уехал. А беременность осталась.

О том, что беременна, Катя призналась матери почти сразу. Срок был около 6 недель, как потом выяснили. Была женская консультация, был врач-акушер-гинеколог в том районе. Были направления на аборт (в местной ЦРБ не делали, отправляли в область). Бесплатные аборты ( ну почти бесплатные, по ОМС) - тоже были. Мать решила иначе.

"Принесла в подоле. Что ж теперь делать? Позориться, что ли? Это ж все село узнает. Вот и решила сделать, как бабка моя делала..."

Мать Кати собственноручно ввела небольшую луковицу в причинное место дочери. И оставила там - для прорастания. По задумке (и опыту пресловутой бабки, разумеется), луковица должна прорасти, и потом её извлекали - вместе с плодом, в который овощ должен был пустить свои корни.

Что-то пошло не так. Мать поняла это спустя неделю после посадки. "Почва" стала как-то плохо пахнуть, а у дочери уже пару дней как была температура и болел живот. Живот, правда, мать не напряг, она считала, что все идёт по плану и вот-вот случится выкидыш.

Мама Кати сбегала за фельдшером, чай, так недалеко жила, через три дома. Фельдшер была приглашена "на температуру". И только по приходу ей весь анамнез и был рассказан. В условиях строжайшей тайны, конечно.

Сначала фельдшер схватилась за сердце. Потом - за телефон. Вызвала скорую, Катю быстро довезли до многопрофильной клинической больницы. По УЗИ в матке было какое-то месиво, плодное яйцо, кстати, смогли найти. Запах - ну позвольте обойтись без описания.

Состояние, в котором привезли желто-серую лихорадящую Катю, можно описать одним словом: сепсис. Видишь такую пациентку и запоминаешь на всю жизнь.

Катю вытащили. Удалили матку, правые придатки, левую маточную трубу. Левый яичник 16-летней девочке оставили, кстати, на свой страх и риск. Какое-то время Катя полежала в реанимации, потом уже перевели обратно к нам в гинекологию. Выписали в итоге недели через три от момента поступления - худую, бледную и без возможности самостоятельно выносить и родить ребёнка. Пожалуй, о донорской матке в этом случае даже думать не стоит...