Ровно год назад, 16 февраля 2024 года Алексей Навальный умер в колонии. Для меня это была не просто новость из ленты, это была личная потеря. Навальный был для меня символом надежды, человеком, который не боялся говорить правду и верил в лучшее будущее для России. А еще он был живым и настоящим.
Смерть Алексея погасила этот свет надежды, оставив ощущение пустоты и безысходности и ощущение неправильности происходящего. В тот день мир буквально раздвоился: где-то в стороне осталась ветка реальности, где Алексей жив и здоров, а я почему-то пошла по другой ветке…
Меня зовут Елена Васильева, и в этой статье я не некрополист, а простой человек с обычными чувствами, живущий обычную жизнь.
В Питере несли цветы к Соловецкому камню и на Воскресенскую набережную, к мемориалу жертвам политических репрессий. Я сидела дома, смотрела новости и сторисы оттуда и отчаянно боялась. Через пару дней наконец доехала до памятника, положила пару гвоздичек. Полиция патрулировала набережную, я старалась выглядеть как безобидная пожилая матрона (в шубе удается). Серо, стыло, одиноко, тоскливо.
1 марта 2024 года Алексея похоронили на Борисовском кладбище Москвы. Я смотрела онлайн-трансляцию с похорон, смотрела на людей, которые пришли проводить его в последний путь и сожалела, что не могла быть среди них.
И вот наступил май, и я оказываюсь в Москве, проездом из Рязани в Питер. У меня есть несколько часов до пересадки на поезд в СПб, и я еду на Борисовское кладбище, чтобы наконец проститься по-человечески.
От метро до кладбища можно дойти пешком. По пути пара цветочных магазинов, я захожу, прошу две хризантемы... Кажется, что продавщица без объяснений понимает, зачем они мне. Охранник присматривается. Или я уж придумываю…
Ворота кладбища. Могила сразу у входа. Тепло. Солнечно. Гора цветов – свежих и подвядших, в самом низу искусственные. Все аккуратно прибрано, нет мусора. С большой фотографии смотрит Алексей. На могиле свечи, записки, желтые утята. Я кладу свои хризантемы, произношу короткую молитву.
Невдалеке вышагивает охранник, косится на меня, но не подходит. Закрываю глаза, пытаюсь понять и запомнить свои ощущения. Все то же самое: я умер, но вы-то живы. Не выдерживаю, опускаюсь на колени, пишу короткую записку. Сворачиваю, укладываю под стебли роз, чтобы не улетела.
Несмотря на скорбь и боль, я верю, что однажды в России наступит время, когда люди смогут свободно выражать свои мысли и бороться за свои права без страха и насилия. Имя Алексея навсегда останется символом этой борьбы и надежды на лучшее будущее.
К могиле подходит молодая пара – парень и девушка – с розами. Неторопливо приближается охранник, окидывает взглядом пару, как будто раздумывает, попросить документы или не стоит. Решает, что не стоит, и отходит. Пара держится за руки. Я поднимаюсь, кланяюсь и ухожу.
-----------------------
UPD Сегодня, спустя год, 16 февраля 2025 года, на Неве морозно, солнечно и пустынно. Почти.
Напротив мемориала стоит автобус с синей мигалкой, ходят молчаливые люди в черном. В стороне дежурит работник коммунальных служб в оранжевом. Цветов подозрительно мало. Не иначе, убирают - чтоб не скапливались. Грустно. Любопытно, куда пойдет этот урожай. Хорошо, если подарят кому, а если выкинут... Ну что ж.
Кладу две красные гвоздики. Трогаю сфинкса за лапу. Молчаливый товарищ в черной куртке, кажется, недоумевает. Это не акт протеста, я просто люблю этих сфинксов - как мощный образ происходившего, и, к сожалению происходящего.
Прошел год. Пройдут и еще годы. Придет ли новый - настоящий - человек? Верю, что так и будет.
PS Закрыла комментарии. Устала читать бред. Кто хочет отписаться, забанить и все такое прочее - пожалуйста.