Очень любопытную заметку нашёл сегодня у ВВС. Этакая страшилка и агитка для американцев - "Почему нам надо оккупировать Панаму".
Читаем в оригинале:
Президент Дональд Трамп в последние недели неоднократно заявлял, что Китай «управляет» Панамским каналом, и пригрозил вернуть себе водный путь, чтобы остановить то, что он считает растущим влиянием Пекина.
Анализ BBC Verify показывает, что США остаются основным пользователем канала, однако участие Китая в инфраструктурных проектах вокруг водного пути, который эксплуатируется непосредственно Панамой, в последние годы возросло.
До 14 000 судов ежегодно пользуются проходом длиной 51 миля (82 км). Он соединяет Атлантический и Тихий океаны через центральноамериканскую страну, избегая в противном случае длительного и дорогостоящего путешествия вокруг Южной Америки.
Водный путь сокращает время, необходимое для доставки товаров из Шэньчжэня в Китае на восточное побережье США или между Сан-Франциско и Нью-Йорком, на несколько недель.
После того, как Панама присоединилась к инициативе «Один пояс, один путь» (BRI) в 2017 году, в рамках которой Пекин инвестирует в инфраструктуру по всему миру, китайские компании стали более активными вокруг канала. Панама вышла из партнерства в начале этого месяца под давлением США.
Однако большая часть гнева Трампа была сосредоточена на китайском контроле над портами, существовавшими до инициативы BRI. Вот они:
Хотя компания является частной корпорацией, базирующейся за пределами материковой части Китая, эксперты сообщили BBC, что принятый в 2020 году закон КНР о национальной безопасности может позволить Китаю оказывать влияние на компании, базирующиеся в Гонконге, в случае конфликта.
«С точки зрения повседневной жизни я скептически отношусь к тому, существует ли прямая линия между Пекином и CK Hutchison, но во время кризиса или конфликта для Коммунистической партии Китая (КПК) было бы относительно тривиально заявить, что мы собираемся использовать порты», — сказал Генри Цимер, специалист по Америке в Центре стратегических и международных исследований (CSIS), в интервью BBC.
Эту точку зрения разделяет бывший командующий южным командованием вооруженных сил США генерал Лора Дж. Ричардсон. В 2023 году она заявила законодателям, что «в любом потенциальном глобальном конфликте КНР [Китай] может использовать стратегические региональные порты для ограничения доступа американских военно-морских и коммерческих судов».
Чиновники США выразили обеспокоенность по поводу участия китайских фирм в проекте. Сенатор-республиканец Тед Круз недавно заявил, что «частично достроенный мост дает Китаю возможность перекрыть канал без предупреждения», но не уточнил, как, по его мнению, мост может быть использован в качестве препятствия.
Эксперты, общавшиеся с BBC, предположили, что влияние Китая на инфраструктуру расширилось в основном для того, чтобы заполнить пробел, оставленный США в регионе.
Г-н Тапиеро рассказал BBC Verify, что американские компании часто не проявляют интереса или неконкурентоспособны в тендерных процессах по сравнению с китайскими конкурентами, которые, по его словам, часто готовы предложить финансирование при поиске сделок.
Статистика прямых иностранных инвестиций (ПИИ) — суммы денег, которую одна страна вкладывает в другую — рисует схожую картину.
В 2023 году Китай инвестировал в Панаму 1,4 млрд долларов, что в четыре раза больше, чем с момента начала реализации инициативы «Один пояс, один путь» в 2017 году. В то же время инвестиции США, хотя в целом они намного выше, за тот же период сократились.