Найти в Дзене

Прагматичная цифровизация строительства - основы

Сегодня хочу опубликовать часть главы моей книги "Продвинутая цифровизация строительства" (доступна по адресу https://timofei-tatarinov.ru/kniga). В ней рассматривается прагматичный подход к цифровизации компании, в котором во главу угла ставятся вопросы "зачем" и "для кого". Насколько бы рынок строительных услуг не был консервативным, он неизменно будет меняться, более того, он уже меняется. Постоянно меняется законодательство, принимаются новые ГОСТы и СНиПы, старые отменяются, появляется возможность взаимодействовать с государственными службами в электронном виде – госэкспертиза принимает проекты только в электронном виде, на очереди ГАСНы и Ростехнадзор (есть уже единичные успешные случаи такого взаимодействия). Строительные компании, которые прагматично внедряют ИТ-решения в свою работу получают конкурентное преимущество в виде снижения затрат на ФОТ, ускорение сроков сдачи работ, ускорение подготовки исполнительной документации и, как следствие, более раннее получение оплаты. Но
Оглавление

Сегодня хочу опубликовать часть главы моей книги "Продвинутая цифровизация строительства" (доступна по адресу https://timofei-tatarinov.ru/kniga). В ней рассматривается прагматичный подход к цифровизации компании, в котором во главу угла ставятся вопросы "зачем" и "для кого".

Насколько бы рынок строительных услуг не был консервативным, он неизменно будет меняться, более того, он уже меняется. Постоянно меняется законодательство, принимаются новые ГОСТы и СНиПы, старые отменяются, появляется возможность взаимодействовать с государственными службами в электронном виде – госэкспертиза принимает проекты только в электронном виде, на очереди ГАСНы и Ростехнадзор (есть уже единичные успешные случаи такого взаимодействия). Строительные компании, которые прагматично внедряют ИТ-решения в свою работу получают конкурентное преимущество в виде снижения затрат на ФОТ, ускорение сроков сдачи работ, ускорение подготовки исполнительной документации и, как следствие, более раннее получение оплаты. Но даже, если вы относитесь к одной из таких компаний не время расслабляться, буквально через пару лет эти технология будут у всех, а вам придется искать что-то новое.

Поэтому важно серьезно подойти к этому вопросу и выстроить такую систему, при которой лучшие технологичные решения будут не только находиться, но и приживаться. Для этого я предлагаю рассмотреть схему прагматичной цифровизации компании. Почему прагматичной? Потому что в основе любой ИТ-инновации должен быть запрос от непосредственного потребителя результата этой инновации. А это значит, что мы должны сформировать такую схему работы с информационными технологиями в компании, при которой руководители функциональных подразделений сами отвечают за внедрение ИТ-решений, а руководство компании и департамент ИТ им в этом помогают и поддерживают.

Что же понимается под поддержкой и помощью? Во-первых, это создание среды, в которой, если я решил внедрить ИТ-решение, помогающее моему отделу в работе, я пойду максимально коротким путем, минуя грабли, ямы и другие препятствия на пути. Во-вторых, создание ощущения безопасности, которое дает право ошибаться. Так я быстрее приму решение попробовать и внедрить какие-то изменения в свою работу. В-третьих, если уж я решился, я хочу быть уверенным, что руководство на полпути не зарубит мою идею, “включив заднюю”. На самом деле, сопротивления и возражений в голове непосредственных функциональных руководителей может быть гораздо больше и на все их ответить все равно не удастся, но большинство мы точно сможем отработать, применяя методику описанную ниже.

В начале книги мы разбирали понятие цифровая трансформация как изменение самого продукта, который реализует компания, или метода доставки текущего продукта и, как следствие, бизнес-модели. Решения о таких изменениях могут приниматься и проводиться только на самом высоком уровне – собственников или совете директоров. Но, если вы решитесь, лучше, чтобы ваша компания, ваши сотрудники были готовы к таким кардинальным изменениям. Для этого необходимо поощрять инициативу “снизу”, выстраивая децентрализованную схему цифровизации компании.

Схема прагматичной цифровизации

-2

Руководство компании (собственники, совет директоров, ТОП-менеджмент) обязаны заложить фундамент цифровой трансформации. Это те принципы, основы и правила, которым должны следовать сотрудники в вопросах цифровизации своих отделов и своей личной работы. Эти правила затрагивают как технические вопросы (т.н. “hard”) – “СТАНДАРТ ЦИФРОВИЗАЦИИ”, так и вопросы взаимодействия людей в процессе внедрения новых технологий (т.н. “soft”) – ИТ-КУЛЬТУРА.

Далее руководители функциональных подразделений, снабженные знаниями как в вашей компании правильно внедрять ИТ-проекты, более эффективно, быстро и результативно начнут реализовывать свои идеи по улучшению бизнес-процессов, используя в первую очередь ИТ-решения для совместной работы. А, так как ИТ-культура компании распространяется не только на начальников отделов и высшее руководство компании, но и на рядовых сотрудников – инженеров и других специалистов, любые новые технологии будут внедряться гораздо проще и быстрее, потому что будут получать поддержку на местах. Потому что в людях будет заложено базовый принцип ИТ-культуры, “принцип безопасности” – сотрудник уверен в том, что ничего плохо после внедрения изменений не произойдет, а скорее всего работа станет лучше.

Отдельно при описании схемы хочу отметить уровень специализированных программ. Они изображены в виде облака не зря. Значимый эффект в 90% случаев достигается за счет создания единого информационного пространства и вовлечения все заинтересованных сторон. А этого можно добиться только за счет использования облачных технологий (клиент-серверное взаимодействие с базой данных на удаленном сервере, к которому имеют доступ различные устройства от смартфонов до стационарных компьютеров и ноутбуков). Каждое из этих специализированных решений должны иметь возможность выгрузки в любой момент времени загруженных в них данных через интерфейс программного взаимодействия (API). Для того, чтобы актуальные данные попадали и оставались в отчетах Системы Бизнес Аналитики, с которой работают высшее руководство компании (собственники, совет директоров и топ-менеджмент) и начальники отделов, получая инсайты для управленческого учета.

Связующие элементы схемы

В данной схеме есть два важных момента, которые связывают все элементы. Оба из них очевидны, но на практике 100% цифровых инициатив проваливаются из-за того, что в компании не соблюдается какой-то один или оба сразу.

Руководители на любом уровне ДОЛЖНЫЕ опираться только на ЦИФРОВЫЕ ДАННЫЕ

А это значит никаких экселек, бумажек и т.д. Вы не вправе требовать от своих подопечных работать в специализированной программе, если сами “по старинке” просите распечатать отчет на бумаге к очередному совещанию. А вот, если вы не собираете очередное совещание, вместо этого адресно спрашиваете с конкретных сотрудников за невыполнение целевых показателей, это будет иметь максимальный эффект и пользу для внедрения нового ИТ-решения.

За внедрение ИТ-решения отвечает руководитель проектов цифровой трансформации

Внедрение каждой ИТ-инициативы стоит рассматривать как проект, а это значит, что у каждого проекта должен быть руководитель. Руководители проектов цифровой трансформации знают как правильно выстроить план, какие ресурсы должны быть выделены, как контролировать ход выполнения проекта, как грамотно отрабатывать возражения и многое другое. Мы же хотим большого эффекта от внедрения нового ИТ-инструмента, так давайте и относится к этому вопросу также серьезно, как и к строительству дома или прокладке инженерных систем. Ведь на этих проектах у вас есть руководители, неправда ли?