Найти в Дзене
Chetv38

Walswetra (Вальсветра): Магнум опус современного поэта

Она дисперсия света, Но она вне граммов, метров, спектра; Она всего-то версия спетой Смерти – это лишь одна Вальсветра. «Walswetra» — главное на данный момент произведение Никиты Четверика, поэта наших дней. Оно выделяется своим фундаментальным, хоть и коротким сюжетом, а также выбранным местом проведения — космосом. К тому же в работе выделяется главный герой, которого фактически и не существует. Стихи разбиты на пять частей, которые называются «симфониями», что придаёт уникальности этой работе. Такое название для глав выбрано не случайно, потому что симфония — это масштабное музыкальное произведение для оркестра, а по стихам существование Вальсветры — «это всего-то версия спетой смерти». Также в тексте будут ещё встречаться отсылки на это, например: «Все ноты смерти спеты / Весь оркестр в кометах». В первой части нас знакомят с главными действующими героями: Космосом, звёздами и Вальсветрой. Космос и звёзды являются примером гармонии и бесконфликтности, так как вторые окончательно по
Оглавление
Она дисперсия света,
Но она вне граммов, метров, спектра;
Она всего-то версия спетой
Смерти – это лишь одна Вальсветра.

«Walswetra» — главное на данный момент произведение Никиты Четверика, поэта наших дней. Оно выделяется своим фундаментальным, хоть и коротким сюжетом, а также выбранным местом проведения — космосом. К тому же в работе выделяется главный герой, которого фактически и не существует.

Стихи разбиты на пять частей, которые называются «симфониями», что придаёт уникальности этой работе. Такое название для глав выбрано не случайно, потому что симфония — это масштабное музыкальное произведение для оркестра, а по стихам существование Вальсветры — «это всего-то версия спетой смерти». Также в тексте будут ещё встречаться отсылки на это, например: «Все ноты смерти спеты / Весь оркестр в кометах».

Symphony 1: Обезличенный главный герой

В первой части нас знакомят с главными действующими героями: Космосом, звёздами и Вальсветрой.

Космос и звёзды являются примером гармонии и бесконфликтности, так как вторые окончательно подчинились первому:

­Хор вспевает вечность,
Где живёт иная нечисть;
Огней не счесть,
Но гаснут свечи,
А звёзды так беспечны.

Вальсветра, которая возникла в этой среде, описывается совсем иначе. Однако, в действительности мы толком ничего о ней не узнаём, кроме того, что она живёт в космосе и что её жизнь — это уже когда-то происходивший сюжет. Неизвестность подкрепляется противоречивыми строками, то есть антитезой:

Она пустошь, пустота, пустыня;
Она горделивость, гордость, гордыня;
Но она горы, луг, равнины;
Но она послушная рабыня.

То есть описываемый персонаж буквально либо является воплощением всего, либо вовсе не существует.

Также в первой симфонии подчёркивается её противоречивое положение в космосе: Вальсветра описывается либо как нечто значимое и самовластное, либо как инструмент, которым пользуются.

Она в плену лазури,
Она глаз,
Веяние бури.

Так здесь описывается проблема того, что чем значимее что-то в структуре, тем скованнее его положение.

Symphony 2: Лицо Космоса

Во второй симфонии нам раскрывается истинное лицо Космоса, но только глазами Вальсветры. Нам демонстрируются её мотивы и причины их возникновения, а также её выбор действий.

Космос предстаёт перед нами не лучшим местом для проживания. Автор описывает варианты существования в нём так:

Волчность и овечность
- лишь две роли;
И ничего нет боле,
Чем от причинения
И получения боли.

И Вальсветра всё это прекрасно осознаёт, заявляя прямо, что этот мир ей не приятен:

Мне мир сей мерзок,
Каждый здесь истерзан.

Потом она задаётся вопросами о справедливости жизни здесь:

Как осмос,
Космос справедлив всегда ли?
Или мы больше всех отдали?

И осознаёт, что так было всегда, однако звёзды просто закрыли на это глаза:

Звёзды бы, прозрев, заревели,
Но звёзды прозреть не посмели.

И в итого всё приходит к тому, что она видит мир ровно таким, какой он есть. Она понимает, что не хочет здесь существовать и находит решение:

Мне мир сей гадок,
Мир, что зал ожидания ада.
Он полон злодеяний
Нещадящего града,
И дни за днями
Всё крепче преграда.
Всё очевидно - надо
Эти дни прорвать ночью
И лучи обернуть в клочья».

Symphony 3: Сомнения и Звёзды

В третьей части Вальсветра обдумывает и осмысляет свой выбор. Она обращается к звёздам с вопросом: хотите ли вы действительно жить в таком положении? Потом автор начинает размышлять, справедлива ли это ситуация по отношению к ним. Однако в конце он приходит к выводу: если будут несогласные, то они остановят её любыми способами; но если же нет, то он предупреждает, что исход один — смерть.

Также Вальсветра продолжает демонстрировать свою неприязнь к звёздам:

«Звёзды, умолкнуть вы бы
Не могли?
Вам и так место среди могил;
Внутри вас гниль,
И ваш свет тоже сгнил.
Умереть или дальше тлеть?
Но вы живы лишь на треть
Каждая или вся ваша сеть,
Больно даже смотреть»

Вальсветра пришла к тому, что не принимает позицию звёзд. В первой симфонии автор писал: «Огней не счесть/Но гаснут свечи/А звёзды так беспечны» — что и заметила Вальсветра уже во второй части: «Звёзды бы, прозрев, заревели/Но звёзды прозреть не посмели». В итоге, в третьей части мы и приходим к такому взгляду на жизнь звёзд в Космосе.

Symphony 4: Кульминация

В четвёртой части нам описывается рывок Вальсветры, который, как оказалось, помог ей только вырваться из «зала Космоса» на его «главную сцену». Конечно, она смогла взбудоражить и перевернуть мир, однако Космос от этого существенно не пострадал, а как будто, наоборот, только и нуждался в этом. Здесь ещё раз подчёркивается тезис того, что Вальсветра хоть и руководствовалась своими идеями и взглядами, однако она лишь сделала то, что нужно было кому-то другому. В итоге она, скорее всего, была лишь актёром пьесы, которую написал и поставил сам Космос.

В конце произведения есть такая фраза:

Однако, жива
По сей день Вальсветра,
Но пока жива посмертно.

Здесь имеется в виду, что Вальсветра будет мертва до тех пор, пока не нужен будет новый конец света. И это, в свою очередь, ещё подчёркивает тот факт, что Вальсветра является марионеткой, а не самостоятельным персонажем.

Symphony 5: Автор и его творение

В начале этого произведения стоит цитата из стихотворения Дилана Томаса, которое было озвучено ещё в фильме «Интерстеллар». Этот отрывок на самом деле очень хорошо отражает то, что происходило во всех предыдущих частях.

Пятая симфония уже не продолжает сюжет, а является как бы взглядом автора со стороны. Тут он признаётся, что ему не суждено увидеть Вальсветру, даже если она и правда где-то существует. Также он понимает, что его персонажа ждёт неизбежная смерть.

Он смотрит вверх, где наблюдает космос. Так, главным вопросом последней части является:

Космос, кто же твой настоящий зодчий?

Так, автор признаётся, что выражает восхищение внеземным миром. Ещё он сравнивает то, что видит в небе:

Космический амфитеатр,
Неорганический орга́н,
Звёздный ядерный реактор,
Мир, запетлянный в аркан.

С тем, что он видит на Земле:

Но вы там, а я здесь:
Бедуин шепчет, угли костра стынут.
Утро.
День сулит вечер, мир будто пустынный.

В конце этой части произведения он пишет последние слова своему творению, сравнивая её с Петрой, древним городом в Иордании:

При расставании помни одно:
Если скажут, то не верь,
Ты была сильнее, но теперь
Твой мир покинут, словно Петра;
Навсегда прощай, моя Вальсветра.

Рисунок Вальсветры художницы (Ш.У.М.)
Рисунок Вальсветры художницы (Ш.У.М.)

Вальсветра - Магнум опус Космоса

Всё. Создатель попрощался со своим творением. Так и заканчивается всё произведение, носящее название «Walswetra».

Пять симфоний повествовали нам о беспечных звёздах, могущественном Космосе, тяжёлой судьбе Вальсветры и её творце. И итогом этого всего была смерть: яркая и быстрая или медленная и блеклая — всё пришло к ней.

Итак, действительно ли можно назвать Вальсветру «магнум опусом» данного автора? Я считаю, что да, потому что я вижу в этом произведении очень глубокий и интересный смысл и фундаментальный сюжет. Однако моё мнение субъективно, и я уверен, что множество людей могут думать совсем по-другому. Так или иначе, тем и прекрасно искусство: мнения об одном и том же могут сильно отличаться друг от друга.