Найти в Дзене
Азербайджан - страна огней

Эртогрул: был ли мусульманином первый правитель рода Османов?

В 1330-х годах марокканский книжник Ибн Баттута совершил путешествие по Малой Азии. В самом центре полуострова он был принят одним из местных тюркских вождей. В шатре сидела и жена хозяина, которая прямо во время разговора мужчин оголила и почесала свое причинное место. Ее муж увидел удивленные глаза араба, но ничуть не смутился, засмеялся и сказал, что жена, хоть и невольно показала гостю свои прелести, но она никогда ему не изменит и не возляжет с другим мужчиной.

Эта история произошла через сто лет, после того, как в Анатолию пришло племя кайы, основавшее Османскую империю. И через триста лет после начала сельджукских завоеваний. Которые, как известно, проводились под знаменем суннизма против шиитской династии Буидов, владевшей Ираном и Ираком.

Предполагается, что сельджуки, а тем паче близкие им по корню Османы давно являлись мусульманами к моменту начала своей экспансии. Но есть много фактов, говорящих, что это было не совсем так. Включая и приведенную мной историю, подтверждающую, что даже в 14-м веке они были лишь поверхностно исламизированы. Ибн Баттута после того случая вовсе сомневался, что тюрки Анатолии являются мусульманами.

Но мы сегодня поговорим о том, был ли сторонником этой веры основатель рода Османов князь Эртогрул.

Проблема в том, что имя этого человека впервые упоминается в письме султана Баязида Тамерлану в конце 14-го столетия. А первая его биография составлена только после взятия Константинополя, то есть, через две сотни лет после смерти реального Эртогрула.

Поэтому ученые долгое время считали его фигурой исключительно легендарной, вплоть до того, как были найдены две монеты. На одной из них было написано: Осман, сын Эртогрула, на другой – Осман, сын Эртогрула, сына Гюндуз-Альпа. Можно быть уверенным, что такой человек действительно существовал и являлся родоначальником династии Османов. Но все, что о нем известно, находится на уровне легенд, сказок и тостов.

-2

Поэтому при ответе на этот вопрос придется руководствоваться исключительно логикой. Арабские авторы 13-14-х веков, которые бывали в Анатолии не раз, упоминали, что здешние тюрки тогда еще не являлись мусульманами в большинстве своем. А те, кто формально был обращен, уверовали очень поверхностно.

Что касается племени кайы, из которого вышли Османы, то оно к изначальным сельджукам не относилось. Напротив, это был ведущий клан государства огнузских ябгу, откуда происходили его правители. Поскольку семья бея Сельджука отказалась подчиняться языческим монархам на основании своего перехода в ислам, надо полагать, что основная масса кайы оставалась тенгрианами, по крайней мере, к середине 11-го века. А затем держава огузов распалась, и не было силы, которая могла бы принудить их к исламизации.

В начале 13-го столетия основой военного могущества государства Хорезмшахов все еще оставались воины из степи. Хотя правитель страны был мусульманин, его солдаты в большинстве своем все еще оставались язычниками. Об этом не преминули упомянуть многие восточные авторы, когда туркменские наемники хорезмийцев покоряли Иран. С другой стороны, Хорезм постоянно воевал с огузами, то есть, они не являлись верными подданными. Это еще более сильный довод в пользу того, что их не успели обратить.

-3

Такая ситуация сохранялась на момент монгольского завоевания. Кайы не были мусульманами у себя дома. Мусульманами не являлась та их часть, что известна в русских летописях, как ковуи – это были те, кто бежал в степи Восточной Европы после падения государства огузских ябгу. Логично предположить, что и те 500 мужчин, кого увел в Малую Азию Эртогрул, также не были обращены в ислам.

Хоть этот человек называется воином-гази, вся его родня носила тюркские, а не исламские имена: братья Дюндар, Гюндогду и Сунгур-текин, сыновья Савджи-бей и Гюндуз-бей. Что касается отца Эртогрула, то летопись конца 15-го века называет его Сулейман-шахом. Но та самая монета времен Османа I говорит, что звали его все- таки по-тюркски Гюндуз-Альп.

Кроме этого, некоторые версии легенды о сне Османа, где ему привиделось создание могучей империи, говорят, что этот князь только тогда обратился в ислам с целью жениться на дочери шейха Эдебали. То есть, его отец Эртогрул должен был оставаться язычником.

-4

Поэтому современные турецкие сериалы, где Эртогрула изображают исламским героем, сражавшимся с византийцами, монголами и крестоносцами, с исторической точки зрения неверны. Вряд ли он был обращен, если в язычестве пребывали многие из старых анатолийских тюркских племен, не говоря уже о недавних переселенцах.