Оставьте старые сады в покое?
Скажу откровенно – в старых садах я в первый раз. Одолевало любопытство и желание своими глазами увидеть зеленую зону, о которую сейчас ломается столько копий.
Стать моим проводником любезно согласилась главный городской садовник Владимира, Ирина Кузьменко.
Мы спустились в сады с улицы Мира.
Ирина Анатольевна с теплом вспоминала свое раннее детство, когда она со сверстниками гуляла по этим местам. Они были тогда поделены на небольшие садоводческие участки, где владимирцы сажали яблони, вишни, груши, разбивали огородики.
Но советская власть в то время особо не церемонилась с настроениями граждан, и в конце 70-х – начале 80-х всех садоводов отсюда попросили – город развивался, шло строительство жилья и дорог.
О тех временах напоминают только искореженные временем, мхом и грибком стволы яблонь, вишен, груш. Срок жизни садовых деревьев, если за ними не ухаживать, составляет 50-60 лет. А плодоносить, по словам Ирины Кузьменко, они прекращают лет через 35-40.
Не спорю, когда-то они радовали своих владельцев, и у кого-то с ними связаны приятные воспоминания, но их век закончен. И такие деревья надо убирать, пока они не рухнули и не покалечили случайных прохожих.
Примерно такая же картина с огромными, ветвистыми ивами, разорванными надвое под тяжестью собственного веса – корявые, больные, изуродованные временем деревья. Никакой ценности из себя не представляющие. Это ж не Мамврийские дубы в Хевроне, где Аврааму Господь явился…
Есть и настоящий сорняк среди деревьев, и его тут полным-полно. Это клен ясенелистный. Он со временем образует многоярусные заросли, выживая из зоны своего обитания все другие растения. Многие биологи считают его заразой похлеще борщевика: у семян этого клена стопроцентная всхожесть. Да и златка его обожает, он для нее становится по сути кормовой базой. Следы ее работы, кстати, тут тоже есть.
По мнению Ирины Кузьменко, эти клены надо отсюда убирать, и с этими доводами трудно не согласиться.
Читаю надпись, оставленную кем-то из активистов – “Оставьте старые сады в покое”!
Расшифровывается это примерно так: “не надо тут ничего менять, пусть все остается как есть. Мол, не трогайте, само как-нибудь рассосется. Не при нашей жизни. Может, дети или внуки наши тут что-нибудь такое построят, решат что-нибудь, когда тут все тропки зарастут и ужатник будет. Только не мы. Наша тонкая душевная организация не справится с мыслью о назревших переменах…”
Любой нормальный хозяин, видя, как часть его земли приходит в упадок, берет пилу, лопату и приводит участок в порядок. Откладывая это на потом, он столкнется с еще большими трудностями.
Ну, очевидно же, что без санитарной обрезки здесь не обойтись!
А это надо сохранить!
По всем садам то тут, то там встречаются деревья, помеченные крестами и присвоенным порядковым номером.
– Это в основном липы, тополя, ивы, есть березы, которые общественность предлагает оставить, – объясняет Ирина Кузьменко. – Совершенно с ними согласна, это хорошие, крепкие деревья. Их надо оставить. Только поросль вокруг них стоит убрать, чтобы был эстетичный вид.
Пробираясь по узким скользким тропкам то вверх, то вниз, то вправо, то влево, мы встречали заросли кустов малины и дикого винограда. Выглядят они, к слову, крайне стремно. Но при этом в густых кустах любят гнездиться птицы.
– Кормовую базу для птиц, конечно, нужно подсаживать, наращивать, – говорит Кузьменко. – Надо посадить рябину, черемуху, другие ягодные кусты.
Согласно генплану, эта территория – парковая зона. Парковая, подчеркиваю. Это не зона сплошного мощения плиткой, не зона выхлопных газов и не зона торговых центров.
Но это и не зона диких зарослей, среднерусских джунглей, где можно продолжение “Сталкера” снимать.
Городской парк — это зеленая зона, предназначенная для отдыха в городе. Это место, где приятно находиться. А через существующие старые сады хочется быстрее пробежать, при этом дай бог не зацепиться о корягу, не упасть и не заблудиться…
Нужно взаимопонимание
Известно, что создана рабочая комиссия, в состав которой вошли как представители власти, так и представители общественности. Комиссия должна проработать все детали создания будущего парка. Ее мнение обязательно должно быть учтено при подготовке финального проекта. При этом обе стороны должны суметь выслушать и дать объективную оценку доводам друг друга.
И это должно быть сделано в интересах и для удобства большинства жителей Владимира.
P.S. А вообще, это хорошо, что общественность в городе не дремлет. Беспокоится. Это дает возможность властям посмотреть на свои решения с разных сторон. Беда только в том, что у нас в обществе пока слабовато с культурой диалога. И это относится к обеим сторонам.
Власть часто видит в проявлениях несогласия политическую оппозицию и закрывается.
А общественные активисты подчас верят, а то и придумывают небылицы о тайном заговоре властей против зеленых насаждений, да и вообще всех жителей. И в соответствии со своей верой относятся к любой властной инициативе заранее с подозрением.
Но хочется уже разума и делового подхода.
Андрей Надеждин