У азиатских народов и, в частности, китайцев уже давным-давно сформировался свой особый взгляд на социум в целом и на конкретные аспекты жизни в этом социуме в частности. Собственно, именно за эту «непохожесть», за приверженность своим традициям, китайцев и уважают во всем мире, и для многих обществ китайский уклад жизни даже стал своего рода примером для подражания. К слову, не самым плохим.
Однако сегодня молодые китайцы все чаще ставят под сомнения консерватизм и традиционность общества, в котором они живут. Понятное дело, современный мир подвижен и изменчив, и кто не сумел приспособиться к актуальным веяниям и тенденциям автоматически отправляется в утиль.
Но в прогрессивном Китае такого просто не должно быть, по этой причине молодые китайцы, решившись обзавестись семьей, отказываются от традиционной практики передачи детям фамилии отца. Вместо отцовской фамилии ребенок может получить, скажем, фамилию матери, а некоторые родители и вовсе дают детям двойные фамилии. Это, к слову, не такая уж и проблема, однако любопытно, что толкнуло китайцев на подобный шаг?
Вообще надо сказать, что в современном Китае традиционный китайский брак, основанный на патриархальных устоях, постепенно теряет свою актуальность и становится пережитком прошлого. Молодые китайцы после свадьбы не остаются жить с родителями, как это бывало прежде, а стараются как можно скорее покинуть отчий дом, стремятся распределять время и ресурсы между родственниками мужа и жены, а также ищут баланс между заботой о семье и работой.
Собственно, традиция называть детей по отцовской фамилии также попала под эту гребенку, поскольку многие молодые китайские семьи также сочли ее устаревшей.
Наиболее распространенное объяснение этой тенденции - социальный прогресс, в следствие которого у молодых людей изменились взгляды на гендерные роли в семье. На самом деле, история эта не нова, и во многих и европейских, и американских, и даже российских (не так часто, но все же) встречаются случаи, когда «мама вместо папы» или наоборот.
Модернизация китайского общества, повышение общего уровня образованности граждан, экономический рост и, конечно же, влияние из вне, пробудили в китайцах достаточно прогрессивные взгляды на многие вещи – и на семью в первую очередь. Мало того, что они в целом не спешат обзаводиться семьей, так еще и ставят под сомнение практику, на протяжении многих лет существующую во всем мире – то есть передача ребенку фамилии отца.
Согласно традиционным социальным нормам, наследование фамилии происходило только по мужской линии, поэтому для прошлых поколений сыновья были необходимостью. Однако из-за политики «одна семья - один ребенок» китайцы потеряли гарантии на возможность рождения сыновей. Некоторые исследователи полагают, что на этом фоне передача фамилии не по линии отца - это лишь способ восполнить недостаток сыновей, то есть семьи стремятся сохранить свой род через дочерей.
Говоря простым языком, продолжение родословной по матери стало альтернативой для китайских семей, в которых нет сыновей. Сюда же можно отнести традиционную, но не слишком распространенную практику переезда жениха в дом невесты (入赘 rùzhuì).
К этой традиции прибегают в тех случаях, когда мужчина имеет более низкий социально-экономический статус по сравнению с женой. В настоящее время практика давать ребенку имя по материнской линии только набирает обороты и пока не является повсеместной, хотя и довольно часто встречается в деревнях Восточного Китая: под Шанхаем, в провинциях Чжэцзян и Цзянсу.
А вот двойные фамилии – это уже прерогатива китайцев, проживающих в современных мегаполисах, поскольку в таких семьях женщина, чаще всего, имеет хорошее образование. При этом особой роли не играет ни социально-экономический статус супругов, ни наличие братьев и сестер.
В семьях, где у жены нет братьев или сестер, могут выбрать составную (двойную) фамилию, но чаще предпочитают давать детям только фамилию матери. Исследователи не связывают рост популярности сложных двойных фамилий с уменьшением рождаемости или необходимостью передавать фамилию по наследству. Скорее всего, это объясняется возникновением у молодых китайцев более прогрессивных взглядов на жизнь.
В целом выбор фамилии для ребенка в современном Китае отражает непосредственное столкновение взглядов традиционного и современного китайского общества, а также определенные изменения гендерных ролей. Из-за этих изменений в воздухе невольно повис вопрос: а так ли нужно современному Китаю патриархальное общество?
Женщины сегодня могут похвастаться и высоким уровнем образования, и выдающимися карьерными достижениями, и хорошими заработками. Так что изменения в порядке передаче фамилий, по их мнению, являются шагом, соответствующим духу времени.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!