Найти в Дзене
Италия PRO

Этрусский мальчик: бронзовый вестник древних богов

Оглавление

Всем привет! С удовольствием продолжаю рассказывать о культуре и истории Италии и сегодня мы заглянем в гости к этрускам!

Адрес: Ватикан, Григорианский Этрусский музей

Этрусский музей, основанный папой Григорием XVI (1765-1846 гг.) в 1837 году, представляет собой одну из важнейших институций, посвященных изучению и экспонированию материального наследия цивилизации этрусков. В его собрании находятся артефакты, отражающие развитие этрусской художественной традиции от эпохи Вилланова (IX–VIII вв. до н. э.) до процесса интеграции этрусского общества в политико-культурную структуру Римского государства (I в. до н. э.). В этих стенах, среди редчайших экспонатов, особое место занимает бронзовый мальчик из Тарквинии. Это не просто изображение ребенка — за его фигурой скрывается древний миф, связь с богами и, возможно, одно из первых преданий об основах этрусской религии.

Carrara Putto. Григорианский Этрусский музей.
Carrara Putto. Григорианский Этрусский музей.

Кто этот загадочный мальчик из Этрурии — обычный ребёнок или древнее божество? Почему его лицо кажется взрослым, а тело остаётся детским? Какую тайну скрывает надпись на его руке, и что общего у него с легендарным пророком Тагесом, который знал все тайны мира? Разбираемся, что миф, а что реальность

Амулет и тайная надпись

Среди экспонатов, демонстрирующих высокую степень мастерства этрусских бронзолитейщиков, особое место занимает стауя сидящего мальчика, обнаруженная в 1770 году в Тарквинии, одном из ключевых центров Этрурии. Эта бронзовая скульптура представляет собой редкий пример реалистической репрезентации детского тела и отличается исключительным реализмом, благодаря которому ребенок кажется почти живым.

Однако значение данного произведения выходит далеко за рамки его формальной эстетики. Согласно надписи на левом предплечье, скульптуру следует интерпретировать в контексте вотивной практики, связанной с культом божества Сильвана, хранителя лесов и природы, от разрушительной силы которого дети нуждались в защите. Такие подношения были распространены в религиозной практике этрусков: подобные изображения детей находили в культовых центрах, таких как святилища у озера Тразимено, в Вульчи (город этруссков) и Черветери (этрусский некрополь в окрестностях Рима).

Барельеф с изображением бога Сильвана. Рим. Капитолийский музей.
Барельеф с изображением бога Сильвана. Рим. Капитолийский музей.

Цепочка с буллой, традиционным амулетом свободнорожденных мальчиков, свидетельствует о высоком статусе ребёнка. Его поза, сложная по композиционному решению, а также взгляд, направленный вверх, усиливают эффект натурализма. Возможно, в утраченной левой руке он держал ритуальное приношение божеству.

В Древнем Риме булла представляла собой амулет, обязательный атрибут мальчиков из семей полноправных граждан.
В Древнем Риме булла представляла собой амулет, обязательный атрибут мальчиков из семей полноправных граждан.

Пророк из земли

Интересно, что скульптор передал детское телосложение, но лицо мальчика кажется гораздо более зрелым, что позволяет предположить, что перед нами не индивидуальный портрет, а символический образ. Это стало основанием для гипотезы, связывающей статую с мифическим пророком Тагесом — таинственным ребёнком, вышедшим из земли близ Тарквинии и передавшим этрускам сакральные знания, ставшие основой для ауспиции и гаруспиции.

Carrara Putto. Григорианский Этрусский музей.
Carrara Putto. Григорианский Этрусский музей.

Цицерон (106–43 гг. до н. э.) в трактате «О гадании» передаёт предание о его чудесном появлении: "Рас­ска­зы­ва­ют, что одна­жды шла пахота на зем­ле Тарк­ви­ни­ев и когда лемех взял поглуб­же, из поч­вы вне­зап­но выско­чил некий Тагет, что чрез­вы­чай­но уди­ви­ло пахав­ше­го. Этот Тагет, как напи­са­но в этрус­ских кни­гах, был по наруж­но­сти маль­чик, но по муд­ро­сти — ста­рец. При виде его изум­лен­ный пахарь под­нял гром­кий крик, сбе­жал­ся народ, и вско­ре на это место собра­лась вся Этру­рия. И Тагет дол­го гово­рил перед мно­го­чис­лен­ны­ми слу­ша­те­ля­ми, а те все его сло­ва запом­ни­ли и запи­са­ли. А вся его речь была о том, что соста­ви­ло нау­ку гаруспи­ций. Поз­же она еще раз­рос­лась, по мере того, как к этим началь­ным сведе­ни­ям доба­ви­лись новые" (Цицерон. О дивинации II.50)

Учитывая высокое качество статуи и тот факт, что булла или амулет, который она носит, был атрибутом высокопоставленных юношей в период полового созревания, она в любом случае была бы посвящена выдающейся личностью городскому святилищу в древней Тарквинии.

-5

Мини-словарик:

Ауспиции — в Древнем Риме практика предсказания будущего на основе наблюдений за поведением птиц.

Булла — амулет в Древнем Риме.

Вилланова — археологическая культура раннего железного века, существовавшая на территории Северной и Центральной Италии в IX–VIII вв. до н. э.

Вотивная практика — это древняя традиция приношения даров или предметов в дар богам, чтобы выразить благодарность или попросить о помощи.

Гаруспиции — это практика гадания по внутренним органам жертвенных животных, особенно печени, которая была распространена в Древней Этрурии и Риме.

Этруски — древний народ, населявший в I тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова

Полезные материалы:

Anja Grebe. The Vatican: all the paintings : the complete collection of old masters plus more than 300 sculptures, maps, tapestries, and other artifacts (2013) — обширный каталог художественных сокровищ Ватикана.

Сайт Музея Ватикана — официальный сайт Музеев Ватикана предоставляет информацию о коллекциях, выставках и мероприятиях. https://www.museivaticani.va/content/museivaticani/en.html

Соколов Г. И. Искусство этрусков и Древнего Рима. (2002) — книга охватывает широкий спектр тем, включая архитектуру, скульптуру, живопись и декоративно-прикладное искусство.

Arzamas. Курс Александра Бутягина. Что мы знаем об этрусках — курс предлагает слушателям глубокое погружение в историю и культуру этрусков, основанное на современных исследованиях https://arzamas.academy/courses/119/1

Ставим❤️

Подписываемся на канал ✅