Мы рассмотрели привязанность как часть ранней травы, которую нельзя вспомнить и избегающую привязанность как присущую обсессивно-компульсивной и нарциссической личности. Давайте поговорим об изолированной привязанности и шизоидной личности как носителя изолированной привязанности.
Когда мы говорили об избегающей привязанности, мы говорили все-таки об отношениях, которые бывают интимными и открытыми. И не так уж редко. Люди способны говорить о своих потребностях и своем гневе. В случае с изолированной привязанностью мы будем иметь дело с большим дефицитом открытости. Такие отношения часто мало наполнены эмоциями. Вы практически не увидите открытых двусторонних конфликтов в семьях, где один из членов семьи шизоид. Если конфликт все-таки будет проявляться, то мы скорее увидем пару, где один партнер может нападать (нешизоид) может нападать на партнера шизоида.
Но то, что отношения не имеют открытого конфликта в случае с людьми с изолированной привязанностью, не означает, что эмоций нет. У шизоидной личности возникают весьма сильное чувство гнева, когда партнер делает что-то, что не укладывается в сценарий шизоида. Более подробно можно об этом прочитать или посмотреть в статье/видео «Нарциссически компенсированный шизоид».
Мы сказали о драйвере обсессивно-компульсивной личности «Будь совершенен», скажем и о драйвере шизоидной «Будь сильным». Драйвер характеризуется ограничениями в области проявления эмоций. Открытое проявление эмоций может восприниматься буквально презрительно, поскольку подобные люди привыкли справляться с эмоциями (в том числе просто подавляя их и не пуская в область сознания), они с неодобрением относятся к проявлению таких эмоций партнером.
Что такое буквально изолированная привязанность – это отношения с внутренними объектами. Люди не могут существовать без отношений с объектами. Внутренние объекты могут заменять внешние. Поэтому люди с изолированной привязанностью могут иметь отношения с каким-то идеализированными внутренними объектами или обесцененными. Например, случился конфликт с партнером и человек с изолированной привязанностью, получив рану уходит в фантазию, где вспоминает, как было хорошо с партером, какой он хороший и как он сейчас придет и пожалеет. Это и есть идеализированный объект. Таких фантазий хватает, чтобы продолжать жить в условиях фрустрации и стресса.
Какие родители формируют паттерны изолированной привязанности? Подобные родители должны восприниматься ребенком как невнимательные, ненадежные и навязчивые. Ребёнок попадает в ситуацию, когда сталкивается с амбивалентным поведением родителей с повторяющимися эпизодами либо чрезмерного вмешательства в жизни (настойчивого вмешательства) либо наоборот, не проявляют достаточного внимания.
Подстроиться под таких родителей оказывается задачей, решение которой это формирование изолированной привязанности, характеризующейся не выражением эмоций (то есть потребностей), формирования социального фасада, ухода, фантазирования и изолирования в случае стресса и сильного критикующего родителя. Переводя на человеческий язык подобные личности эмоционально холодны, их внутренняя сущность малопонятна другому человеку, и они склонны испытывать сильное чувство вины. Эти люди в конфликте с партнером будут демонстрировать диссоциацию, напряжение/замирания уход, ощущение себя объектом. Но люди с изолированной привязанностью все-таки могут устанавливать отношения.
Подводя итог разговору о типах привязанности, надо сказать, что это не какая-то эфемерная конструкция. Она в значительной степени влияет на формирование личности. Мы рассматривали с Вами драйверы. Это пример влияния привязанности на стиль поведения человека.
Неосознаваемые паттерны отношений приводят к тому, что мы испытываем множество фантазий по поводу толкования событий, происходящих в отношениях. Одни и те же события люди переживают с разными эмоциями и мыслями, испытывая отвержение, гнев, страх по поводу одного и того же события. Субсимволические (subsymbolic) процедурные воспоминания, которые формируют паттерны отношений, могут быть обнаружены в кабинете психолога или во сне. В качестве примера я бы привел место, где садиться клиент. Один клиент садится максимально близко, другой максимально далеко. И это имеет значение.
Автор: Каменский Денис Владимирович
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru