Найти в Дзене
vTs

Заколдованная принцесса. Глава 20.

Мэй Ли (из личного архива)
Мэй Ли (из личного архива)

начало

предыдущая глава

«Папа дал мне этот свиток и сказал, что мне стоит записывать все важное и интересное, что происходит в моей жизни. Вот только что считать интересным? Важно ли то, что рыба говорит со мной? Няня сказала, что это моя фантазия, а правда слышала его голос, когда он держал меня за палец. Такой усталый голос, кажется ему очень много лет. Надо поговорить с ним, когда опять приду к пруду.

Я опустила руку в воду, стала болтать пальчиками, а он подплыл и взял меня губами за палец, даже страшно стало, вдруг укусит. Но он не укусил, просто держал, а потом в голове раздался голос, он сказал, что рад знакомству с принцессой. Я так удивилась, не знала, что рыбы говорят. А он сказал, что это ещё не разговор, а только знакомство. Я рассказала няне, а она посмеялась и сказала, что мне можно писать сказки, раз я такая выдумщица».

Хейзал подняла глаза от свитка и посмотрела на бабушку.

- Нана, когда я была Бао Юй из прошлого я тоже слышала, как старый и скрипучий голос назвал меня по имени. В это время карп держал меня за палец, но я подумала, что ошиблась.

- Когда опять попадешь в свое прошлое, попробуй вернуться к пруду и поговорить с ним. Если он и правда ископаемая рыба, то должен знать много интересного. Думается мне, что он и сейчас живет под тем водопадом.

- Хочешь сама поговорить с ним?

- Не уверена, что карп говорит со всеми. Но вот с тобой может. Если признает в тебе ту Бао Юй.

- Ты все еще думаешь, что свиток может пострадать, если достать его из этой штуки? – Девушка постучала по пластику.

Зоолотой карп
Зоолотой карп

- Сложно сказать, но рисковать не хочу. А почему ты спросила?

- Ли пишет или рисует, не знаю, как правильно, очень мелкие иероглифы, пластик размывает тонкие линии и читать сложно.

- Я не подумала об этом, хочешь поставим лупу? Она как раз для такого случая.

- Давай попробую, а то прочитала совсем не много, а глаза уже болят.

- Вагон, хоть и не сильно, но качается, это мешает тебе читать. Отдохни, а я пока лупу достану и установлю.

С лупой дело и правда пошло быстрее.

«А еще я ходила по своему саду, так люблю, его в эту пору. Идешь под дождем из розовых и красных лепестков, правда няня ругается, что их потом нужно выбрать из моих волос, но она все время ворчит, я не слушаю ее. Мама никогда не запрещала мне гулять под сакурой, она говорила, что лепестки несут нам счастье и молодость. Она собирала опавшие на траву лепестки и потом клала мне и себе в купальню. И я плескалась в лепестках, как рыбки в моем пруду. Я так скучаю по маме. Неужели она нужна кому-то больше чем мне? Учитель говорит, что ее призвали на небеса, но зачем не говорит. Я спросила, а когда она вернется? Он ответил, что никогда, но я все равно встречу ее. Я спросила, как? Он ответил, вырастешь узнаешь. Но расти так долго. Почему нельзя получить ответы сразу? Ведь вопросы у меня сейчас, а не потом. Потом будут другие вопросы, я уверена, а на них, когда будут ответы на них? Когда я буду старая? Вот бабушка старая, но и у нее есть вопросы, ей отвечают сразу, или опять потом?»

- Нана, а Ли записывала свои мысли очень толково. Интересно, сколько ей было лет, когда она начала писать?

- Ты всегда можешь это спросить у нее самой, ночью. А может найдешь ответ в ее записях, кто знает. Может мне нужно было попросить тебя стазу записывать прочитанное?

- Боюсь это сильно замедлит меня. Но если нужно я готова.

- Пока читай, а позже или перескажешь мне, или запишешь, там решим.

«Когда я вспоминаю маму, я всегда плачу, и приходится идти умывать лицо, чтобы никто не видел моих слез. Папа сказал, что я уже слишком большая, чтобы показывать свои слезы. Принцесса в семь лет должна уметь держать лицо без эмоций, чтобы подданные не волновались напрасно. Я очень стараюсь, но мысли о маме всегда расстраивают меня. Надо научиться думать о ней только тогда, когда я одна. Тогда мои слезы не увидит никто».

- Вот и ответ, Ли Мэй было семь лет, когда она начала писать дневник.

- Слишком маленькая для ребенка, и совсем большая для принцессы.

- Большая?

- Если учесть, что замуж выдавали в четырнадцать лет, то уже большая. Половина свободной жизни прошла.

- Неужели и Ли ждала такая участь?

- Думаю, как будущую императрицу, ее бы выдали не много позже, лет в шестнадцать, но мужа ей бы выбрал отец, так было принято.

- Вот почему Бао Юй отдали замуж без ее согласия?

- Какое согласие от человека, не имеющего прав? Девочка росла за семью запорами, не видя мир за пределами своего дома. Девочка с семи лет даже не могла находиться в одном помещении с мужчиной, за исключением евнуха или отца. А в замужестве муж не должен был оказывать жене знаки внимания при посторонних, особенно при родителях. Супружество рассматривалось в конфуцианском контексте, согласно которому брак имеет серьезное значение как для семьи и общества, так и для культивирования добродетели.

Птица в клетке
Птица в клетке

- Ну почему все рассматривается именно с точки зрения Конфуция?

- Не Конфуция, а конфуцианства – это этико-религиозное учение. В его основе уважение к предкам. В древности в каждой семье был свой храм предков. Младшие должны были уважать старших. Что ты видишь в этом плохого?

- В самом уважении ничего, но когда старшее поколение полностью подчиняет себе молодое, разве это хорошо?

- Любое, самое правильное решение с годами искажается и становится чем-то иным. Задумка была верной, но она, во многом, остановила развитие общества и умов людей. Слепое подчинение всегда не верное решение. А вольнодумцев во все века и во всех странах сжигали на кострах.

- Бедная Ли, Бао Юй и другие девочки.

- Ну почему бедные? Они не знали другой жизни, для них так было привычно и правильно. Поверь мне, ни одна из них не страдала от отсутствия свободы или выбора в твоем понимании.

- Кажется я понимаю, о чем ты говоришь. Нельзя хотеть банан, если никогда его не видел.

- Хорошее сравнение, не будешь против, если я буду использовать его в своих лекциях?

- Конечно нет, бабуль, даже буду гордиться этим.

«Слушала как поют птицы, заметила большую разницу, между птицами в саду и птицами в клетках во дворце. Вроде одни песни, одни и те же птицы, но поют по-разному. Мне показалось, что у птиц в моей комнате нет радости в душе, я выпустила их всех в сад. Няня стала ругать меня, а евнух сказал, что слушать птиц можно и в саду, в доме от них только пыль. Няня всплеснула руками и ушла. Нужно всегда держать рядом евнуха, он не дает няне кричать на меня, она всегда уходит, если видит, что он рядом».

Хейзал прочитала это еще раз вслух для бабушки.

- Вот, она заметила разницу, и сделала правильное предположение.

- Ли Мэй совершенно другое дело. Её голова не соответствовала ее времени, она видела дальше остальных, в чем-то даже дальше своего отца.

- Думаешь, останься она там, смогла бы изменить жизнь в своей стране?

- Изменить кардинально? Это вряд ли. А вот сделать попытку она бы точно постаралась.

- Жаль, что ей не дали такой возможности.

Иволга у гнезда
Иволга у гнезда

«Интересно, а могу ли я отпустить всех птиц во дворце? Накажут ли меня за это? Надо действовать осторожно, не попадаться няне на глаза. Но она и так поймет, что это сделала я. Конфуций писал, что птица – это песнь и полет, голоса лесов и полей, вестник радости, что приносит весну. А какую весну может принести птица, что сидит в клетке?

Еще он сравнивает иволгу и человека, говоря, что она может остановиться даже на краю утеса, а человек не умеет придерживаться середины в своих действиях. Я думала и решила, что чаще всего мы сами провоцируем своих врагов, одни нам завидуют, других мы обидели. Но можно ли угодить всем и всегда? Можно ли навсегда прекратить войны и драки? Мне кажется нет. Всегда будет тот, кто не умеет держать середину. Надо обсудить это с папой, когда он позовет меня к себе».

- Нана, я в шоке. Ей всего семь, а она рассуждает об учении Конфуция как настоящий философ.

- Учить ее начали примерно года в четыре, и сразу с учения. На нем основано все. Философские беседы были обо всем. О солнце, о небе, о цветах. Поэтому для Ли так просто рассуждать на подобные темы.

- Во сне мы с ней тоже философствовали, было так странно. Сидят две девочки на камне и говорят о чем-то, что им явно не по возрасту.

- А я бы хотела увидеть ваш диспут. Да и вообще побывать в том времени. Мне кажется это так интересно.

- Даже если ты заперт в стенах дворца?

- Но и там рядом с тобой люди, можно поговорить с ними, спросить, узнать новое.

- Ты говоришь, как историк, а значит хочешь просто перенестись туда, а не родиться там.

- Надеюсь машину времени изобретут еще при моей жизни, - засмеялась бабушка.

- Я тоже, - Хейзал обняла ее и поцеловала.

продолжение следует

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии. Это помогает развитию канала