29 января 1992 года Ельцин подписал указ N65 "О свободе торговли". Специалисты-антисоветчики подчёркивают, что тогдашний президент легализовал предпринимательство, после чего множество самых разных людей занялось мелкой уличной торговлей, чтобы выжить в тяжёлых экономических условиях.
Но никто не упоминает, что страна оказалась в этих условиях в результате экономической политики, которую вело правительство после развала СССР. У России был внешний долг, который она была не в состоянии платить. Общий уровень жизни снизился в несколько раз. И вот люди, которым не хватало официальной зарплаты, а также пенсии, начали заниматься мелкой торговлей.
Про то, что творилось в Москве возле "Детского мира", можно почитать в открытых источниках. В моём родном тогда уже Екатеринбурге, который люди по старой памяти ещё называли Свердловском, функционировали рынки стихийного характера: возле станций метро, на остановках троллейбусов и автобусов, а также на обычных торговых рядах, где продавцов стало больше, чем мы привыкли. Мне тогда было всего пять лет, но я хорошо помню, как ходил с мамой "на толкучку" в районе эльмашевского рынка "Белка".
Помню эти ощущения, когда стоят торговые палатки, а но свободном месте просто стоят люди. В мороз. Торгуют. У них палаток нет, прилавка нет, товары держатся в руках. Ассортимент самый широкий: жвачка, элетродрель, собственноручно связанные шерстяные носки, продукты питания, некоторые явно ворованные. Про водку без акциз рассказывать не буду, но сколько от неё народу ослепло, одному Богу известно. И всё это под сопровождение последних новинок примитивной быдлоориентированной русской попсы, раздающейся из матюкальника, висящего на ларьке с аудиокассетами, непременно пиратскими.
Торговали люди разных возрастов: и бойкие женщины, которые этим занимаются всю жизнь, и молодые из пригородов, которые приехали в город на шару заработать, и вчерашние соотечественники из наскоро слепленного СНГ, которых местные за богатый ассортимент овощей и фруктов уже не любили и презрительно обзывали по национальному признаку.
Среди этих торгашей особенно бросались в глаза робкие интеллигентные бабушки, которые совершенно не умели продавать. И люди покупали у них что-то порою из жалости. Это было сродни милостыне, только легализованной в условиях новой людоедской рыночной политики. Помню, как мама приобрела у такой бабули убойную советскую точилку для карандашей, которой сносу нет. Эта вещь, купленная за копейки, дожила со мной до старших классов, когда начали преподавать черчение.
Что объединяло людей на таких рынках? Большинство из них были вынуждены заняться не своим делом. Учёные, художники, преподаватели, работники заводов. Не забываем про бывших спортсменов, которые подались в криминалитет и крышевали "толкучки".
Будучи уже студентом, в нулевых я познакомился в пивной на упомянутом рынке с Веней, мощным мужиком, который, выучившись на лингвиста, во времена "свободной торговли" был вынужден пойти подрабатывать по выходным грузчиком. Как и мой отец, бывший специалист оборонного предприятия. Эти времена аналогично повлияли на бывшие места работы наших граждан, когда фабрики и заводы захапал непонятно кто (читай: самопровозглашённые хозяева, те, кто первый смекнули и успел приватизировать), после чего колективы были уволены, в заводы объявлены банкротами.
Да, некоторые люди, что оказались не на своём месте, почувствовали предпринимательскую хватку и развились в этом направлении аж до импорта. Помните эти уродские полиэтиленовые клетчатые сумки, в которых возили палёную одежду из Турции?
Однако вдумайтесь, какое это было общенациональное унижение! Народ-победитель в самой страшной войне, гордый своими завоеваниями и своим влиянием на планете. Народ-строитель, который не только возводил жильё, но и развивал крупнейшие в мире автомагистрали. Народ-учёный, который в режиме реального времени совершал открытия, повлиявшие на весь мир.
И вот приходят новые времена, в которых он обнаруживает себя народом-торгашом. Только такие патентованные негодяи, как Егор Гайдар, могли восхищаться этим событием. Он говорил про день подписания указа о свободной торговле: "Если у меня и были сомнения — выжил ли после семидесяти лет коммунизма дух предпринимательства в российском народе, то с этого дня они исчезли". Выдавать общенациональное унижение за достижение, это кем надо быть?
Сейчас молодым рассказывают про "святые девяностые", "время надежд и возможностей". У них горят глаза при прослушивании этих баек, приправленных псевдоголливудскими спецэффектами. Но молодёжь, гипотетически перенесите себя в ту эпоху и подумайте: готовы ли вы сегодня обнаружить в кошельке деньги, которые вчера чего-то стоили, а за сутки обесценились? Готовы ли вы обнаружить себя с невостребованной профессией, которую осваивали и оттачивали всю жизнь? Готовы ли вы взять дома что-то ценное, пойти к метро и с рук пытаться втюхать эту вещь прохожим? Да на морозе, да под чутким присмотром рекетиров на пару с блюстителями порядка?
Чувствуете унижение напополам со страхом? Это приметы свободной торговли. Это рыночек, который порешал, причём решает он таких, как вы. Ваши деньги посчитают потом, за вас. А вы перегной этих времён. Так что в них святого, кроме бабла?
Риторические вопросы про унизительные времена.
#девяностые #ельцин #гайдар #разруха