Верховный суд РФ разъяснил, что выплата компенсации за смерть работника не является достаточным основанием для прекращения уголовного дела о несчастном случае на производстве.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного суда РФ N 78-УДП24-7-К3.
В данном деле начальник строительного участка, на котором погиб рабочий, был обвинен в нарушении правил безопасности, повлекшем смерть человека по неосторожности. Районный суд прекратил дело за примирением сторон, сославшись на то, что обвиняемый признал вину, раскаялся и выплатил брату погибшего 50 000 рублей. Однако Верховный суд РФ отменил это решение, указав на необходимость более тщательной оценки обстоятельств.
Высшая судебная инстанция отметила, что компенсация морального вреда не может быть определена абстрактно и должна учитывать все обстоятельства дела. Кроме того, оказалось, что в суде не рассматривалось семейное положение погибшего, несмотря на наличие иска его вдовы с требованием компенсации морального вреда для нее и трех малолетних детей.
ВС РФ подчеркнул, что прекращение уголовного дела возможно только при полном заглаживании вреда и примирении с потерпевшими. Однако суды первой и апелляционной инстанции не дали надлежащей оценки соразмерности компенсации с причиненным вредом, а кассационная инстанция ошибочно полагала, что эта оценка должна исходить только от потерпевшего.
Таким образом, Верховный суд вернул дело на новое рассмотрение, указав на необходимость установления всех фактов и оценки справедливости компенсации в соответствии с законодательными требованиями.