Эту статью я написала по просьбе своей клиентки, по совместительству коллеги. Думаю, что тема будет полезна и не психологам, тем, кому нравится разбираться в посланиях сновидений. Также тешу себя надеждой, что она будет полезна и моим студентам, и мне придется немного меньше объяснять им на занятиях.
Хотя сама по себе тема сновидений является не совсем гештальтистской, так как в гештальте принято работать в «здесь и сейчас», а сновидения – это всегда про «там и тогда».
Тем не менее, «тот, кто творит сны» зачастую говорит с нами таким ярким и образным языком, что грешно было бы не воспользоваться возможностью поисследовать эту непонятную и загадочную часть нашей внутренней реальности.
В каких случаях я предлагаю клиенту поработать со сном:
- Если человек видит очень яркие, необычные, запоминающиеся сны
- Повторяющиеся сновидения или отдельные сюжеты в них
- Сновидения в виде продолжающейся истории, которая переходит из одного сна в другой (я про себя называю такие сны «сериалами»)
- Сновидения имеют очень яркую эмоциональную окраску (радостные, возбуждающие или наоборот, тревожные, пугающие, кошмары)
- Сильная реакция вегетативной нервной системы на сон «я проснулся в холодном поту»
- Содержание сна касается наших с клиентом терапевтических отношений или тех отношений, про которые мы как раз в данный момент работаем в терапии
- И в любых других случаях, когда клиент приносит свой сон в качестве запроса на сессию
Лучше всего, если вы сможете записать сон или наиболее важный его фрагмент сразу же после пробуждения (в таких случаях я предлагаю иметь блокнот и ручку на прикроватной тумбочке)
Для специалистов скажу, что в гештальт -подходе существует 2 способа работы со сновидениями – как с проекцией и как с ретрофлексией. Для тех, кто не в курсе, что означают эти два странных слова, можно не искать их значение в словаре, предлагаю попробовать уловить общий смысл.
Для наглядности давайте попробуем взять какой-то простой сюжет. Например, вот такой, как изображен на этой карте.
Человек в плаще, сапогах и берете идет по дороге, его взгляд устремлен вдаль, одна рука поднята, другой он придерживает сумку. Под плащом мы видим перевязь, на которой висит шпага в ножнах. Позади виден замок белого цвета с оранжевыми крышами, слева -зеленое поле, дорога каменистая, на обочине растет цветок красного цвета. Время дневное, сезон -лето.
И первый, наиболее известный, мне кажется, способ работы со сном можно условно назвать «присвоение проекций»
Для этого мы просим клиента идентифицироваться по очереди с каждым (или с несколькими наиболее значимыми) элементом сна.
В нашем примере это будет:
Я – человек, идущий по дороге, мне жарко, солнце светит прямо в спину, у меня неудобные сапоги, но я рад, что осмелился пойти
Я – замок, я надежный и красивый, мне грустно, потому что меня бросили и все больше и больше отдаляются
Я – цветок, яркий и нежный. Мне так хочется быть замеченным, но человек проходит мимо меня, чуть не растоптав меня сапогом
Я -сумка, очень полезная в хозяйстве вещь. Я повсюду сопровождаю моего владельца, без меня он, как без рук
Я -содержимое сумки. Я трясусь в темноте, меня куда-то несут, не спросив моего согласия, мне страшно, я теряюсь, не понимаю, что будет…
Ну и так далее… Иногда для усиления еще предлагают каждую фразу заканчивать выражением «И так я живу, в этом суть моего существования»
А дальше мы уточняем у клиента, как эта история или истории относятся к тому, что происходит в его жизни сейчас. На что это похоже, если брать во внимание ту реальность, в которой живет клиент.
Соответственно у человека будет много самых разных осознаваний, самых разных эмоций. И в какой-то момент все или некоторые кусочки сложатся в целостную картину самого важного на данном жизненном этапе клиента.
Гарантирую, что скучно не будет!
Второй, не менее популярный способ работы со сном – это разыгрывание или театрализация. Говоря психодраматическим языком, это будет монодрама.
Если в предыдущем варианте клиент просто озвучивает каждый персонаж сна от своего лица, здесь в силу вступают отношения между персонажами сна. Соответственно, человек как-то относится и что-то чувствует и к самому себе, идущему по дороге, и к дороге, и к замку за спиной, и к полю слева. Также можно отследить, например, как сумка относится к своему содержимому и что чувствует содержимое сумки к ней самой, как замок относится к дороге, а цветок на обочине – к камням на ней и так далее.
В этом варианте больше динамики и он больше характеризует отношения клиента со значимыми людьми в его жизни.
Третий способ. Мы предлагаем клиенту рассказать весь сон или наиболее значимый фрагмент из него от 1 лица в настоящем времени. Так, как будто он видит его сейчас.
В нашем примере это может быть так «Я иду по дороге солнечным днем. Солнце светит мне в спину, позади остался замок, впереди я вижу дорогу и лес. Поднимаю руку вверх, приветствуя идущего навстречу…» и так далее до момента пробуждения.
Терапевт внимательно слушает, что и как рассказывает клиент. По мере рассказа обнаруживаются наиболее ярко эмоционально заряженное переживание. Исследуем это переживание -какие эмоции возникают в этом месте, какие чувства и эпизоды из жизни клиента всплывают, когда он это рассказывает. Часто обнаруживается незавершенная ситуация из прошлого клиента и тогда работаем над ее завершением.
Четвертый способ. Сейчас в каком-то смысле он становится «модным». В этом случае предлагается рассматривать сон клиента, как сообщение или послание терапевту. И это именно тот случай, о котором я писала в начале, когда работа со сном ведется как с ретрофлексией, иными словами, в процессе работы мы стараемся обнаружить и развернуть смысл этого сообщения.
В моей практике часто бывают случаи, когда клиенты видят во сне меня и наши с ними отношения. Но даже если сюжет сна не связан видимо с терапевтическим процессом, иногда полезным бывает задать вопрос:» Как то, что происходит во сне относится к нашим с вами отношениям» или «Как вы думаете, что вы хотите сказать мне этим своим сном?»
Пофантазирую, как это могло бы выглядеть в нашем примере: «Мне хочется свободы и самостоятельности, но это и страшит. Вы представляетесь мне крепким и надежным, как замок позади, но постоянное пребывание в замке ограничивает меня, лишает меня свободы. Поэтому я начинаю думать, чтобы закончить наши с вами отношения, но мне все еще страшно, что я не справлюсь самостоятельно. Ведь я ощущаю себя таким хрупким, как цветок под ногами идущего человека»
Пятый способ представляет собой в некотором смысле микс 2 и 3. Техника называется «Досмотреть сон»
Клиенту предлагается рассказать сон от 1 лица, а затем придумать продолжение. Так, как он хотел бы, чтобы происходило, или наоборот, так, как боится, что произойдет. Какой исход кажется ему наиболее вероятным и как и на что он может повлиять, чтобы это произошло или не произошло.
В нашем примере мне захотелось представить вот такую картинку.
Или вот такую.
Какой исход вам нравится больше и почему?
Какие вы знаете еще приемы и техники работы со сновидениями? Буду благодарна, если поделитесь в комментариях.
При написании данной статьи были использованы материалы:
«Гештальт – терапия контакта» Серж Гингер
«Техники гештальт -терапии на каждый день» Яро Старак, Тони Кей, Дж.Олдхейм
«Основные техники гештальт-терапии» вебинар Марии Лекаревой
В качестве иллюстраций использованы МАК "Мастер сказок" Т.Д.Зинкевич -Евстигнеевой
А у меня на сегодня все.
С вами была психолог Наталья Косякова.
27-01-2025
Автор: Наталья Косякова
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru