На большинстве АЗС в нашей стране представлено сразу четыре вида топлива: бензины марок АИ-92, АИ-95, АИ-100 и дизельное топливо (ДТ). Для владельцев автомобилей с дизельными двигателями выбор часто ограничен, особенно в зимний период, когда на заправках продаётся только зимний или всесезонный дизель.
Однако владельцы бензиновых автомобилей имеют возможность выбора из трёх популярных марок топлива, что открывает простор для экспериментов. Один из таких экспериментов я решил провести, и сейчас подробно постараюсь рассказать, что из этого получилось.
Почему выбор бензина важен
Марка бензина определяется его октановым числом, которое характеризует устойчивость топлива к детонации. В нашей стране применяется исследовательский метод определения октанового числа, обозначаемый буквой "И" в названии топлива. Автопроизводители указывают минимальное октановое число, при котором двигатель работает без детонации — опасного явления, способного нанести серьёзный ущерб внутренним компонентам двигателя.
Детонация чаще всего возникает в двигателях с высокой степенью сжатия или при использовании топлива с низким октановым числом. В моём случае степень сжатия двигателя составляет 10,5, а турбонаддув отсутствует. Это означает, что мой двигатель отлично работает на бензине марки АИ-92, что подтверждено многолетним опытом эксплуатации. Однако, ради интереса, я решил заправиться высокооктановым бензином АИ-100, чтобы проверить, как это повлияет на характеристики автомобиля.
Как проводился эксперимент
Перед переходом на АИ-100 бак был практически полностью опустошён от АИ-92, чтобы исключить смешивание топлива.
После заправки АИ-100 автомобилю потребовалось около 50 километров пробега, чтобы блок управления двигателем скорректировал настройки под новое топливо. Это стандартная процедура, так как современные двигатели оснащены системами адаптации к различным видам бензина.
Первая серия замеров проводилась на АИ-92. Среднее время разгона автомобиля от 0 до 100 км/ч составило 12 секунд. Этот результат немного хуже паспортного (11,2 секунд), что объясняется внешними факторами: состоянием дороги, погодой и уровнем нагрузки. После перехода на АИ-100 и адаптации системы управления двигателя была проведена вторая серия замеров. Время разгона сократилось до 11,5 секунды. Разница незначительна и практически не ощущается за рулём, однако на бумаге она очевидна.
Расход топлива: мифы и реальность
Важным показателем эффективности использования топлива является расход. На бензине АИ-92 в городских условиях автомобиль потребляет в среднем 8,7 литра на 100 километров. После перехода на АИ-100 расход снизился до 8,3 литра на 100 километров. Экономия составила около 5%, что выглядит впечатляюще. Однако не стоит спешить с выводами, ведь в реальности экономия нивелируется более высокой стоимостью АИ-100, который дороже АИ-92 примерно на 20%.
Стоит ли переходить на АИ-100?
Высокооктановый бензин, безусловно, имеет свои преимущества: он снижает риск детонации, способствует более плавной работе двигателя и, в некоторых случаях, позволяет снизить расход топлива. Однако разница в стоимости делает его использование невыгодным для автомобилей, рассчитанных на эксплуатацию на АИ-92 или АИ-95.
Если ваш автомобиль оснащён турбонаддувом или имеет высокую степень сжатия, использование АИ-100 может быть оправданным. Для машин с менее требовательными двигателями это скорее эксперимент, нежели рациональное решение. Лично я решил остаться на АИ-92, поскольку динамика и расход топлива на АИ-100 не продемонстрировали ощутимых преимуществ, оправдывающих более высокую цену.
Да, трудно спорить с тем, что эксперименты с разными марками бензина помогают лучше понять возможности вашего автомобиля. Однако перед переходом на более дорогие виды топлива стоит внимательно изучить рекомендации производителя и провести расчёты. В моём случае использование АИ-100 показало лишь небольшое улучшение динамики и снижение расхода, но не компенсировало разницу в цене. Поэтому для ежедневной эксплуатации я по-прежнему выбираю АИ-92 как оптимальный вариант для моего автомобиля.