Найти в Дзене

Продолжаю размышлять о важном

Да, у меня нет необходимой хореографической базы: нет музыкального образования, я не заканчивала балетной школы и не занималась в танцевальной студии. Помнится, где-то полгода в возрасте пяти-шести лет походила в балетный класс, но потом меня в силу семейных обстоятельств увезли из Москвы в деревню к бабушке, и весь балет закончился.

Только в 50 лет я вспомнила о том, что всегда хотела танцевать. Наняла преподавателя, и он со мной начал заниматься индивидуально. По сути, он работал по принципу «Чего изволите?» и совсем не занимался со мной техникой. Мы просто делали постановки для корпоративных праздников моей компании.

В 55 лет я пригласила ещё одного педагога, с которой занималась цыганскими танцами. Она уже давала мне какую-то технику, но всё равно акцент делался на постановки и разучивание танцев. Она же и вытолкнула меня в 2014 году на сцену, где я впервые выступила перед внешней публикой. Если раньше меня видели только мои подчинённые, которые всегда мне аплодировали, то теперь среди моих зрителей появились чужие люди, которые сравнивали меня с другими танцорами. Многие из моих новых товарищей по сцене занимались уже много лет и танцевали очень хорошо, а я на их фоне смотрелась убого.

Я понимала, что чудес не бывает, и надо просто очень много работать, чтобы появились уверенность и мастерство. Однако времени на отработку техники и многочасовые занятия танцами у меня не было: я руководила собственной компанией, занималась своей работой, в которой была одной из лучших не только в России, но и на международном уровне. Я много ездила, выступала на конференциях, писала статьи, руководила людьми, занималась серьёзной аналитикой. Танцы всегда были просто хобби. Но я регулярно ими занималась и даже начала участвовать в конкурсах. Вскоре я поняла, что у меня получается отнюдь не плохо, и за восемь с половиной лет я завоевала множество наград. Это вдохновляет, и я чувствую, что танцы стали важной частью моей жизни. Однако, несмотря на достижения, я всё ещё чувствую, что мне не хватает хореографической базы и техники, чтобы достичь искомого уровня.

Особенностью моего творчества является то, что я не хочу погружаться в один-единственный жанр. Я пробую себя в различных стилях, но каждый из них имеет свою технику. Мой нынешний педагог говорит, что любой элемент нужно отрабатывать не менее получаса, чтобы он начал хорошо получаться. А техникой любого стиля надо заниматься отдельно, тратя на это не часы, не недели, не месяцы, а годы. Только тогда будет достойный результат. Но у меня нет возможности столько этим заниматься: у меня семья, работа, хочется иметь какой-то культурный досуг в конце концов — помимо собственных танцев.

Мои размышления привели к тому, что я оценила своё желание исследовать различные танцевальные стили — это ведь замечательное стремление, особенно в моём возрасте! Но мне кажется, что было бы правильнее всё же не пытаться объять необъятное, а сосредоточиться на нескольких стилях. Это позволило бы углубиться в технику и, возможно, быстрее увидеть прогресс. В то же время, если мне нравится разнообразие, надо ли отказываться от других стилей? Можно ведь постараться и выделить определённое время для каждого направления.

Мне кажется, важно установить реалистичные ожидания: понимание того, что идеальное исполнение требует времени и практики, может помочь снизить уровень стресса. Важно помнить, что танцы — это не только о технике, но и о самовыражении и радости. Надо просто наслаждаться процессом. Если чувствуешь, что танцы приносят радость, это уже большой успех. Не надо позволять сравнению с другими танцорами затмить собственное удовольствие. И не стоит так комплексовать по поводу отсутствия формального образования — получить-то его уже всё равно не удастся!

Ещё надо слушать своё тело, учитывать физическое состояние и возможность заниматься танцами. Если я вдруг почувствую, что мне органичны только немногие стили, надо смириться с этим и уделять время только им. Но если мне будет продолжать нравиться пробовать разные стили и это будет приносить радость, нужно продолжать. Главное — находить баланс между увлечением, работой и личной жизнью.

А что касается культурного досуга, то он может послужить совершенствованию в танцах. Просто надо выбирать спектакли, экскурсии, выставки или другие мероприятия, которые вдохновят меня и обогатят мой опыт. Так что буду прислушиваться к себе и действовать по обстоятельствам. В творчестве ведь нет простых и однозначных решений…