СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие и состав бухгалтерской отчетности
2. Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности..
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Малое предпринимательство является важнейшей сферой современной рыночной экономики. Ее развитие означает: «быстрое создание новых рабочих мест, оживление на товарных рынках, появление самостоятельных источников дохода у значительной части экономически активной части населения, снижение социальных нагрузок на расходы бюджетов».[1]
Малый бизнес - одна из наиболее актуальных тем сегодняшних предпринимателей. Объясняется это, прежде всего, тем, что именно малый бизнес во многих областях деятельности может обеспечить реальные условия для подъема экономики и выхода России из экономического кризиса. Необходимо отметить, что малый бизнес в России - это уже состоявшееся явление. Несмотря на сложность общеэкономической ситуации, динамика показателей развития малых предприятий в отдельных регионах свидетельствует о высоком потенциале и жизнеспособности этого сектора экономики.
Согласно ст. 4 Федерального Закона РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
На большинстве малых предприятий руководством не уделяется должного внимания организации бухгалтерского учета. Учетная политика разрабатывается чаще всего непродуманно, без всестороннего анализа, то есть делается это исключительно для налоговой инспекции.
Как правило, бухгалтерский учет на малых предприятиях не разделяется на отдельные участки, закрепленные за конкретным бухгалтером, да и численность самой бухгалтерии колеблется от одного до трех человек. Таким образом, бухгалтер должен иметь высокую квалификацию, знать все участки учета, а также уметь анализировать полученные данные и формировать отчетность.
Изучая дисциплину «Малые предприятия», нам необходимо раскрыть в контрольной работе тему «Бухгалтерская отчетность малых предприятий». В качестве источников для написания работы послужила учебная и монографическая литература таких авторов как Д.А. Ендовицкий, Э.С. Хендрксен, В.Ф. Палий, М.Л. Пятов и другие.
1. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на определенную отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.[2]
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.
Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству и целом.
Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.
По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.
Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.
По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую — промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность — это отчеты за год.
По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.
В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
– форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;
– форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21.11.96 г. № 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.
Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.
В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др.
Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.
Все большая ориентация отечественной бухгалтерской отчетности на внешних пользователей, а также на предоставление недостаточно детальной информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ, ФОРМИРУЕМОЙ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность Оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/2008).
Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
Для достижения достоверного и полного отражения финансовых результатов и финансового положения организации при составлении отчетности в исключительных случаях (например, при национализации имущества) допускается отступление от правил, установленных ПБУ/4.
Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
Требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.
Требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.
В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.
Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев для периодической бухгалтерской отчетности, например, для отчетности за январь-февраль в високосные годы - 29 февраля).
Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).
В ПБУ/4 определены подходы к раскрытию существенной информации, ориентированные на ее важность для заинтересованных пользователей.
Таким образом, трудно переоценить роль информации в обеспечении финансово-хозяйственной деятельности организации. Важнейшим источником этой информации служит бухгалтерская отчетность, которая в свою очередь является заключительным этапом учетного процесса.
Эта отчетность должна быть столь информационно насыщенной, чтобы обеспечивать возможность пользователям принимать обоснованные выводы и решения. В настоящее время еще существуют проблемы формирования отчетности малых предприятий с учетом требований к раскрытию информации, в связи с этим в этой части работы нами будет предпринята попытка предложить некоторые изменения к традиционным формам бухгалтерской отчетности с целью представления в них информации, наиболее полно отражающей специфику деятельности субъектов малого бизнеса и удовлетворяющей интересам пользователей этой информации.
Хотя следует отметить, что далеко не всю информацию можно получить из бухгалтерской отчетности, в связи с этим организации в зависимости от целей пользователей отчетности формируют иные виды финансовой отчетности, например, для внутренних целей, для государственного статистического наблюдения, для кредитной организации и др. Поэтому Э.С. Хендриксен и М.Ф. Ван Бреда отмечают, что настоящее время ознаменовалось разрастанием финансовых отчетов и может быть названо «эпохой примечаний».[3]
Отчетность субъектов малого предпринимательства – это набор, как правило, регламентированных показателей, представленных в специальных бланках, подлежащих предъявлению в налоговые, статистические органы и соответствующие фонды.
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы информацию в форме налоговой отчетности (налоговые декларации), подтверждающую полноту, своевременность и правильность расчета подлежащих к уплате налогов и характеризующую финансовое состояние предприятия в виде бухгалтерской отчетности. Российское законодательство не предусматривает случаев полного освобождения от уплаты налогов, поэтому любой субъект малого предпринимательства обязан представлять в налоговые органы налоговые декларации. Состав, сроки, порядок и формы налоговой отчетности зависят от режима налогообложения, видов осуществляемой деятельности, организационно-правовой формы налогоплательщика и иных показателей. В соответствии с Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 22.07.2003 № 67н, субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3 «Отчет об изменениях капитала», № 4 «Отчет о движении денежных средств», № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» и пояснительную записку
Законодатель не предусматривает какие-либо особенности по срокам представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности для малых предприятий, отличные от сроков представления отчетности для всех остальных организаций, установленных Законом РФ «О бухгалтерском учете». Если субъект малого предпринимательства подлежит обязательному аудиту, то отчетность представляется в полном объеме: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительная записка и аудиторское заключение. Более того, малые предприятия обязаны направлять в органы государственной статистики специальные формы статистической отчетности, например, форма № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», а также формы годовой бухгалтерской отчетности в установленный для нее срок. Кроме того, на основании федеральных законов каждый работодатель обязан производить отчисления в Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ и Фонды обязательного медицинского страхования и соответственно предъявлять сведения о начисленных и перечисленных суммах доходов физическим лицам.[4]
Исходя из вышеизложенного следует, что информация, приведенная в формах бухгалтерской отчетности, потребляется различными группами пользователей с разносторонними интересами. В этом случае следует акцентировать внимание на точку зрения В.Ф. Палия, который считает, что различные пользователи по-разному воспринимают и интерпретируют информацию бухгалтерских отчетов.[5] Удовлетворить все интересы пользователей с помощью типовых форм невозможно, так как пришлось бы представлять в них огромное количество показателей. В связи с этим значительная роль при определении объема дополнительной информации, включаемой в пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, должна отводиться не столько Министерству финансов Российской Федерации, сколько самой организации, исходя из условий предпринимательской деятельности, достигнутых результатов и интересов отдельных пользователей.[6] При этом, говоря о потребностях в информации отдельных групп пользователей, на наш взгляд, речь идет не об ущемлении интересов одних в пользу других, а о том, что у субъекта малого предпринимательства, в отличие от крупного и среднего бизнеса, свой специфический круг пользователей.
К сожалению, в российской действительности следует констатировать, что единственным реальным пользователем представляемой организацией бухгалтерской отчетности являются налоговые органы.
По мнению Э.С. Хендриксена и М.Ф. Ван Бреды, проблема перекоса учетной информации в сторону налоговых органов лежит в основе соотношения бухгалтерского и налогового законодательства.
Такая зависимость бухгалтерской методологии от норм налогового законодательства объясняется влиянием налоговых органов как пользователей учетной информации в конкретной экономической ситуации.[7] Более того, как отмечают Д. Блейк и О. Амат, в некоторых странах закон требует, чтобы бухгалтерские отчеты были подготовлены в соответствии с налоговым законодательством. Германия, которая является лидером такого подхода, применяет для этих целей принцип обязательности. В других странах закон разрешает выбирать между различными системами бухгалтерского учета и отчетности, причем получение определенных налоговых льгот напрямую зависит от выбранного метода.[8] Для нашей страны, по мнению А.С. Бакаева, как никогда актуален принцип разделения целей налоговой отчетности и отчетности, составленной в соответствии с требованиями бухгалтерского законодательства.[9]
Систематизируя вышесказанное, можно сделать выводы о том, что при составлении бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства возникает ряд проблем, требующих решения.
1. В нормативно-правовой базе приводится перечень типовых форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые являются общими для всех коммерческих организаций, в том числе и для малых предприятий (приказ № 64н). На наш взгляд, столь универсальный подход к составу форм отчетности является не совсем корректным в силу специфических особенностей деятельности организаций малого бизнеса и круга пользователей отчетности.
2. По нашему мнению, существующие формы отчетности недостаточно отражают финансово-хозяйственную деятельность субъекта малого предпринимательства, что приводит к необходимости в дополнительных формах.
3. Ввиду того что одним из основных потребителей информации, приведенной в бухгалтерской отчетности, являются налоговые органы, малым предприятиям придется в большей степени акцентировать внимание на раскрытие показателей налогового учета в пояснительной записке.
4. При составлении форм отчетности для различных групп пользователей субъекту малого бизнеса следует придерживаться последовательности формирования экономической информации.
Анализ содержания форм бухгалтерской отчетности в предприятиях малого бизнеса показывает, что руководители и бухгалтеры таких организаций в своей деятельности практически не пользуются типовыми формами, утвержденными приказом № 67н. Данный вывод основан прежде всего на том, что формы отчетности перегружены показателями, не свойственными малому предпринимательству, и таким образом регламентированная отчетность оказывается заполненной не более чем на половину всей совокупности данных. В целях устранения отмеченного недостатка мы предприняли попытку совершенствования существующих форм отчетности, сосредоточив свое внимание на Бухгалтерском балансе (ф. №1) и Отчете о прибылях и убытках (ф. №2). Предложенный подход обосновывается использованием бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках во всех субъектах малого бизнеса независимо от действующего режима налогообложения и обязательности аудита.
Бухгалтерский баланс является главной отчетной формой для любых субъектов предпринимательства, который обобщает и отражает количественную характеристику важнейших элементов финансовой отчетности. В нем содержатся показатели, раскрывающие информацию об активах, капитале, обязательствах организации, что позволяет оценить эффективность размещения капитала субъекта, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения. На основе изучения содержания баланса внешние пользователи могут принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с данной организацией как с партнером, оценит кредитоспособность и возможные риски своих вложений и других взаимоотношений.
Учитывая положительные стороны традиционного бухгалтерского баланса, необходимо отметить и имеющиеся в нем недостатки, которые требуют трансформации при принятии эффективных управленческих решений, реорганизации, санации и изменении собственности:
- баланс не отражает действительную стоимость фирмы, всех экономических ситуаций, всех ценностей фирмы, а те ценности, которые показываются, учитываются не по их действительной стоимости;
- финансовый баланс не всегда отражает истинную и справедливую картину предпринимательства по многим показателям.
Второй важнейшей составляющей бухгалтерской отчетности, как установлено в Законе «О бухгалтерском учете» (ст. 13, п. 2), является Отчет о прибылях и убытках, который в соответствии с основной задачей бухгалтерского учета, сформулированной в Законе, должен дать «полную и достоверную информацию о деятельности организации...» (ст. 1, п. 3). Такой подход к отчету о прибылях и убытках, изложенный в отечественных нормативных актах, в полной мере соответствует Принципам подготовки и составления финансовой отчетности, предусмотренным международными стандартами финансовой отчетности.
Отчет о прибылях и убытках является экономической моделью формирования показателей финансовых результатов, которая построена на принципах соотношения групп полученных доходов, классифицированных в зависимости от их источников, с соответствующими им группами расходов. Преимуществом данной формы отчета являются наличие возможности осуществлять формирование финансовых результатов в определенной последовательности, поэтапно, с промежуточными результатами.
Отчет о финансовых результатах в ряде развитых стран зачастую и не без основания считается более существенной формой, нежели баланс. Однако при интерпретации величины прибыли должна существовать взаимосвязь между этими балансом и отчетом о финансовых результатах - значение прибыли будет зависеть от принятой методологии построения баланса (динамическая или статическая).
Финансовый результат, исчисленный по данным баланса (экономическая прибыль), по сути, должен совпадать с итогом отчета о прибылях и убытках (бухгалтерской прибылью), поскольку доходы и расходы являются относящимися к отчетному периоду выплатами и поступившими платежами, с которыми связано изменение соответствующих активов и пассивов. В то же время понятие «экономическая прибыль» в последние годы в западной практике в условиях развития рынка ценных бумаг значительно трансформировалось по сравнению с первой половиной XX столетия. Под экономической прибылью стали понимать прирост экономической стоимости предприятия. В англоязычной литературе ее обычно определяют как разность между рентабельностью вложенного капитала и средневзвешенной стоимостью капитала, помноженной на величину вложенного капитала. В связи с чем предлагаются различные уравнения определения величины прибыли.
Таким образом, отчет о прибылях и убытках не только отражает прибыль или убыток как абсолютные величины, но и содержит информацию о доходности и позволяет анализировать составляющие финансового результата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
В связи с большим разнообразием применяемой отчетности ее изучение целесообразно строить на основе разносторонней классификации. Бухгалтерскую отчетность классифицируют по следующим основным признакам: по видам; периодичности составления; степени обобщения отчетных данных; по назначению.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности
Делая вывод о проделанной работе, хочется еще раз отметить важность наиболее полного и достоверного изложения в бухгалтерской отчетности необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям, как для самого предприятия, так и для заинтересованных лиц и организаций – кредиторов, акционеров и др.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31.07.1998 №146-ФЗ в ред. Федерального Закона от 29.12.2009 №383-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
2. Федеральный Закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ в ред. Федерального Закона РФ от 23.11.2009 №261-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
3. Федеральный Закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ в ред. Федерального Закона РФ от 27.12.2009 №365-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
4. Приказ Минфина России «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) в ред. Приказа Минфина России от 18.09.2006 №115н// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
5. Приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 №67н в ред. Приказа Минфина России от 18.09.2006 №115н// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
6. Приказ Минфина России «Об утверждении Положений по бухгалтерскому учету». Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) от 06.10.2008 №106н в ред. Приказа Минфина РФ от 11.03.2009 №22н// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
7. Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность организации: подходы и комментарии к составлению. - М.: Бухгалтерский учет. – 1997 – 112 с.
8. Бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии: учебное пособие/ Под ред. Д.А. Ендовицкого. - М. : КНОРУС. – 2007 – 256 с.
9. Бухгалтерский учет: учебник / И.И. Бочкарева, В.А. Быков и др./ Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Велби; Проспект. – 2004 – 768 с.
10. Масленников М. Правовое регулирование малого бизнеса в России// Экономика и жизнь. – 2001 - №5 – с. 23 - 26
11. Нидлз Б. Принципы бухгалтерского учета / Б. Нидлз, X. Андерсон, Д. Колдуэлл ; пер. с англ.; под ред. Я.В. Соколова. - М.: Финансы и статистика. – 1994 – 496 с.
12. Палий В.Ф. Управленческий учет - система внутренней отчетности //Бухгалтерский учет. – 2003 - №2 – с. 12 – 17
13. Пятов М.Л. Применение законодательства в бухгалтерской практике. - М.: Бухгалтерский учет. – 2002 – 208 с.
14. Хендриксен Э.С. Теория бухгалтерского учета / Э.С. Хендриксен, М.Ф. Ван Бреда. - М. : ЮНИТИ. – 2001 – 574 с.
[1] Масленников М. Правовое регулирование малого бизнеса в России// Экономика и жизнь. – 2001 - №5 – с. 23
[2] Бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии : учебное пособие / Под ред. Д.А. Ендовицкого. - М. : КНОРУС. – 2007 – с. 137
[3] Хендриксен Э.С. Теория бухгалтерского учета / Э.С. Хендриксен, М.Ф. Ван Бреда. - М. : ЮНИТИ. – 2001 – с. 245
[4] Бухгалтерский учет: учебник / И.И. Бочкарева, В.А. Быков и др./ Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Велби; Проспект. – 2004 – с. 697 - 699
[5] Палий В.Ф. Управленческий учет - система внутренней отчетности //Бухгалтерский учет. – 2003 - №2 – с. 15
[6] Нидлз Б. Принципы бухгалтерского учета / Б. Нидлз, X. Андерсон, Д. Колдуэлл ; пер. с англ.; под ред. Я.В. Соколова. - М.: Финансы и статистика. – 1994 – с. 7 - 8
[7] Хендриксен Э.С. Теория бухгалтерского учета / Э.С. Хендриксен, М.Ф. Ван Бреда. - М. : ЮНИТИ. – 2001 – с. 87
[8] Пятов М.Л. Применение законодательства в бухгалтерской практике. - М.: Бухгалтерский учет. – 2002 – с. 40
[9] Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность организации: подходы и комментарии к составлению. - М.: Бухгалтерский учет. – 1997 – с. 7