Курсовая работа посвящена исследованию правового режима особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и механизмов их защиты от негативного антропогенного воздействия. В работе анализируется понятие и признаки ООПТ, проводится классификация их видов и рассматривается действующая нормативно-правовая база, регулирующая функционирование этих территорий. Особое внимание уделяется анализу гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой ответственности за нарушение режима ООПТ. В работе исследуются особенности применения юридических санкций в зависимости от степени и характера причиненного вреда. На основе проведенного анализа формулируются выводы и предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере охраны ООПТ, направленные на повышение эффективности защиты этих уникальных природных объектов.
Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Работа 2024 года. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.
Введение
Глава 1. Понятие и признаки особо охраняемых природных территорий
1.1 Понятие и признаки особо охраняемой природной территории
1.2 Виды особо охраняемых природных территорий
1.3 Нормативно-правовое регулирование режима особо охраняемых природных территорий
Глава 2. Правовая охрана особо охраняемых природных территорий
2.1 Гражданско-правовая защита и охрана особо охраняемых природных территорий
2.2 Административно-правовая защита и охрана особо охраняемых природных территорий
2.3 Уголовно-правовая защита и охрана особо охраняемых природных территорий
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы курсовой работы.Возрастающее негативное воздействие на окружающую среду заставляет человечество предпринимать различные меры, связанные с необходимостью как противодействия такому негативному воздействию, так и на восстановление окружающей среды или ее отдельных компонентов, которым был причинен определенный вред. В этих рамках предполагается также образование специализированных субъектов – особо охраняемых природных территорий – общей целью функционирования которых предполагается осуществление защиты подобных формирований от негативного воздействия антропогенной деятельности, а также создание условий для восстановления и развития окружающей среды и ее отдельных компонентов в пределах такой территории с постоянным ее мониторингом[1].
В свою очередь, в условиях постоянного посягательства человека на окружающую среду, даже режим особо охраняемой природной территории не гарантирует полного обеспечения такового объекта от негативного влияния. Как итог, возникает необходимость формирования специализированных мер защиты и охраны таких образований, в том числе с помощью института юридической ответственности в зависимости от степени и характера осуществляемых посягательств. Особенности такой защиты и привлечения к ответственности правонарушителей определяют также и актуальность рассматриваемой темы курсовой работы.
Объектом работы являются общественные отношения в сфере обеспечения защиты и охраны особо охраняемых природных территорий от негативного воздействия со стороны человека и иных объективных факторов.
Предметом работы является совокупность правовых норм, которыми регламентируются общественные отношения в сфере обеспечения защиты и охраны особо охраняемых природных территорий от негативного воздействия со стороны человека и иных объективных факторов.
Целью работы является анализ и исследование правового положения особо охраняемых природных территорий и особенности их правового режима защиты и охраны, которая будет достигнута путем постановки и решения следующих задач:
1) Определение понятия и признаков особо охраняемой природной территории;
2) Проведение характеристики видов особо охраняемых природных территорий;
3) Рассмотрение нормативно-правовой системы функционирования особо охраняемых природных территорий;
4) Проведение анализа гражданско-правовой нормативной системы обеспечения защиты и охраны особо охраняемых природных территорий;
5) Проведение анализа административно-правовой нормативной системы обеспечения защиты и охраны особо охраняемых природных территорий;
6) Проведение анализа уголовно-правовой нормативной системы обеспечения защиты и охраны особо охраняемых природных территорий.
Степень разработанности темы работы. Исследование правового статуса и особенностей нормативно-правового обеспечения и защиты особо охраняемых природных территорий осуществлялось в работах таких исследователей, как Е. Н. Агибалова, С. А. Бузмаков, О. В. Верниковская, Н. И. Грачев, И. Б. Иловайский, Е. И. Коваленко, Д. В. Кудряшов, Д. А. Липинский, М. А. Луппова, Л. Б-Ж. Максанова, А. А. Михайловна, Д. Н. Мухлынин, В. Д. Шаралдавева.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, разделенными на параграфы, заключением и списком используемых источников.
Глава 1. Понятие и признаки особо охраняемых природных территорий
1.1 Понятие и признаки особо охраняемой природной территории
Процесс образования специализированных природных территорий с особым статусом был активно запущен в ХХ веке во многих государствах. Главным фактором, который обусловил эту деятельность, стало расширение сферы влияния антропогенных факторов на природу, что выразилось в следующих негативных последствиях:
- сокращение площадей нетронутых человеком земель;
- загрязнение окружающей среды;
- сокращение численности отдельных представителей флоры и фауны вплоть до их полного исчезновения[2].
По данным 2022 года, на территории Российской Федерации количество особо охраняемых природных территорий в России составляет 244269808,5 га[3], при этом, на 2024 год видовая характеристика особо охраняемых природных территорий представлена следующими единицами:
- 107 заповедников;
- 70 национальных парков;
- 63 заказника;
- 75 ботанических садов;
- 22 памятника природы федерального значения[4].
Важно отметить, что целевой характер их существования не ограничен исключительно теми признаками, которые были отмечены выше. Нередко такие территории создаются с целью разведения отдельных видов растений и животных, для проведения научных изысканий, а также для рекреационной деятельности. Хотя, их первоначальная деятельность заключалась в сугубо научном изучении отдельных аспектов функционирования живой природы в рамках условной ее изоляции от остальной окружающей среды, не входящей в границы особо охраняемой природной территории. В этом случае, справедливости ради, важно отметить, что «заповедные» в широком смысле слова территории формировались еще в XV-XVII века, но лишь в качестве территорий, выделенных в угодья царской фамилии и ни о какой сохранности или изучении живой природы в те времена речи, конечно же не шло[5].
Современная российская система особо охраняемых природных территорий во многом является продолжателем советской системы рассматриваемых природоохранных объектов, поскольку многие из ныне действующих заповедников и иных формирований подобного рода были сформированы как раз в период с 1922 по 1991 года – крайне продуктивный период для многих сфер научного познания. При этом, тенденция к формированию такого рода территорий, как можно понять из выше приведенной информации, сохраняется, что свидетельствует о высоком интересе государства к изучению и сохранению окружающей среды и ее отдельных компонентов[6].
Именно необходимость в защите и сохранении окружающей среды и ее компонентов является главной целью создания особо охраняемых природных территорий и одним из признаков такого рода объектов. Исчерпывающе, цель создания и существования особо охраняемых природных территорий может быть представлена в виде из задач, закрепленных в нормативных положениях:
- осуществление охраны уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия в целях поддержания их в естественном состоянии;
- организация и проведение научных исследований;
- осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
- экологическое просвещение;
- содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды;
- организация и осуществление туризма[7].
1.3 Нормативно-правовое регулирование режима особо охраняемых природных территорий
Необходимость обеспечения особого режима функционирования особо охраняемых территорий предопределяет и особенности нормативно-правового регулирования деятельности особо охраняемых природных территорий. При этом, основная особенность нормативно-правового регулирования их статуса заключается непосредственно в сохранении существующего в такого рода образованиях режима с недопущением его нарушения, в первую очередь, затрагивающего потенциально возможное причинение вреда природному комплексу конкретного заповедника, или его отдельным компонентам[1].
В основу нормативно-правового регулирования режима особо охраняемых природных территорий закладывается Конституция РФ 1993 года как основной нормативно-правовой акт, включающий в себя базовые нормы правового регулирования, распространяющиеся на все виды общественных отношений, которые так или иначе связаны с формированием и функционированием образований рассматриваемого вида.
В частности, в число указанных норм следует относить:
- высшую ценность прав и свобод человека и гражданина (ст. 2);
- рассмотрение земли и других природных ресурсов как основы жизни народов, проживающих на территории РФ (ч. 1 ст. 8);
- обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, а также бережно относиться к природным богатствам (ст. 57);
- определение основ государственной экологической политики на федеральном уровне (ст. 71);
- решение вопросов владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, в том числе организация особо охраняемых природных территорий (ст. 72)[2].
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // «Российская газета». – 25.12.1993. – №237.
2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 11.12.2006. – № 50. – Ст. 5278.
3. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 05.06.2006. – № 23. – Ст. 2381.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.04.2024, с изм. от 24.05.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 14.02.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 29.10.2001. – № 44. – Ст. 4147.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023)) // Собрание законодательства РФ. – 29.01.1996. – №5. – Ст. 410.
8. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 14.01.2002. – № 2. –Ст. 133.
9. Об охране атмосферного воздуха: федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 13.06.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 03.05.1999. – № 18. – Ст. 2222.
10. О животном мире: федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 13.06.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 24.04.1995. – № 17. – Ст. 1462.
11. Об особо охраняемых природных территориях: федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 10.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 20.03.1995. – № 12. – Ст. 1024.
12. О федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий" (вместе с "Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий"): постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1090 (ред. от 16.03.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 12.07.2021. – № 28 (часть I). – Ст. 5520.
13. Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон: постановление Правительства РФ от 19.02.2015 № 138 (ред. от 04.10.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 02.03.2015. – № 9. – Ст. 1323.
14. О совершенствовании работы государственных инспекций по охране заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (вместе с "Методическими рекомендациями по организации охраны государственных природных заповедников и национальных парков"): приказ Росприроднадзора от 14.06.2007 № 165 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
15. Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ленинградской области: Закон Ленинградской области от 28.11.2023 № 144-ОЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
16. Об особо охраняемых природных территориях: закон Московской области от 23.07.2003 № 96/2003-ОЗ (ред. от 27.12.2021) // «Вестник Московской областной думы». – декабрь, 2003. – № 12.
17. Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае: закон Алтайского края от 18.12.1996 № 60-ЗС (ред. от 09.06.2023) (принят АКЗС 18.12.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2023) // «Сборник законодательства Алтайского края». – № 8(28). – 1996. – С. 40.
Специальная литература
18. Андреева, О. С. Особо охраняемые природные территории Кемеровской области / О. С. Андреева. – Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2019. – 97 с.
19. Арзамасцев, М. В. Баланс конституционных ценностей как основа уголовной ответственности за экологические преступления / М. В. Арзамасцев // Российская юстиция. – 2023. – № 6. – С. 33-39.
20. Богданова, О. В. Анализ системы мониторинга объектов особо охраняемых природных территорий на примере Тюменской области / О. В. Богданова, В. М. Окмянская, А. П. Сизов // Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2019. – № 3(159). – С. 72-77.
21. Бузмаков, С. А. Сеть особо охраняемых природных территорий Пермского края / С. А. Бузмаков // Географический вестник. – 2020. – №3 (54). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/set-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territoriy-permskogo-kraya (Дата обращения: 03.05.2024).