Открыть бизнес в сфере грузоперевозок можно даже без опыта, если есть понимание работы автомобилей и готовность учиться по ходу дела. Однако для успеха бизнеса важно учитывать несколько важных факторов.
Что стоит учитывать с самого начала?
- Конкуренция: Сфера грузоперевозок отличается весьма высоким уровнем конкуренции. На рынке есть компании с опытом работы в 10-20 лет, которые уже зарекомендовали себя, и клиенты доверяют им и выбирают чаще, по привычке.
- Нестабильность рынка: Грузоперевозки подвержены влиянию множества факторов — от цен на топливо до неожиданных ситуаций на дорогах, что делает бизнес нестабильным.
- Развитие бизнеса: Чтобы успешно развить бизнес, нужно будет активно искать заказы, работать на репутацию и наращивать клиентскую базу.
Для понимания, какая ниша в грузоперевозках наиболее перспективна, стоит изучить конкурентов, просмотреть объявления на сайтах и платформах, подобных Авито, составить список услуг и проанализировать цены. Также стоит оценить районы, где востребованы перевозки, такие как новостройки, рынки, крупные строительные гипермаркеты и склады маркетплейсов.
Основные этапы запуска бизнеса
1. Выбор типа грузоперевозок. Для начинающих лучше выбирать простые и неопасные грузы, например, строительные материалы или бытовую технику. Более сложные грузы, такие как химические вещества или продукты, требуют дополнительных лицензий и подготовки.
2. Составление бизнес-плана. Важно заранее понять, какие услуги будут востребованы, рассчитать все расходы и прогнозируемые доходы. Чуть ниже мы поговорим об этом подробнее.
3. Регистрация и налогообложение. Подбирать систему налогообложения стоит, в первую очередь, в зависимости от годовых оборотов и числа сотрудников. Для старта можно обойтись самозанятостью или ИП с самозанятостью. Это два разных режима. При расширении бизнеса все равно потребуется зарегистрировать ИП или ООО. Важно выбрать подходящую систему налогообложения. Для грузоперевозчиков, которым уже недостаточно самозанятости, подойдут патентная система и УСН "Доходы минус расходы".
4. Приобретение транспорта. Начинать можно с одной или нескольких машин. Стоимость покупки и содержания транспорта нужно тщательно просчитать. Важно предусмотреть расходы на регистрацию, лицензии, топливо, запчасти, зарплату и взносы в фонды, аренду паркинга и офиса, ТО и страховку.
Поиск персонала. Для начала можно обойтись без сотрудников, но с ростом бизнеса потребуется нанимать водителей, логистов, механиков, слесарей, бухгалтеров, менеджеров продаж и других специалистов.
Как составить бизнес-план
Для запуска бизнеса потребуется бизнес-план. Этот документ поможет разбить процесс открытия на этапы и рассчитать предполагаемые доходы и расходы. Основные разделы бизнес-плана включают:
- Анализ рынка
- План продвижения
- Описание процессов работы
- Анализ рисков
- Смета доходов и расходов
При написании бизнес-плана важно уделить максимум внимания анализу конкурентов, расчету расходов (разовых, постоянных, рейсовых и непредвиденных), а также разработать механизмы поиска дополнительного рынка, услуг и прибыли в случае неудач и ошибок.
Как начать: провести анализ рынка самостоятельно, изучив объявления и предложения конкурентов и посчитать цену услуг, которая не разорит бизнес. В бизнес-плане нужно прописать, что есть у конкурентов, каким будет план продвижения, план производства. Важно подумать и попытаться предусмотреть возможные риски, которые повлияют на прибыль. Неплохо разработать для каждого риска план по корректировке ситуации, например, выход на новые рынки, внедрение акций, поиск востребованных услуг.
В сети есть бизнес-планы, которыми можно пользоваться, в качестве примера.
Если вы открываете крупный бизнес, можно заказать платную аналитику в крупных компаниях, которые собирают информацию по рынку. Можно привлечь к составлению бизнес-плана консалтинговую компанию.
Ошибки, которых нужно избегать при составлении бизнес-плана
- Чрезмерная детализация бизнес-плана, что делает его трудным для использования.
- Недооценка конкурентов и неправильные расчеты затрат и доходов могут разорить бизнес.
- Завышенные ожидания по спросу приводят к аналогичному результату.
Заключение
Грузоперевозки — это конкурентная, но вполне доступная для старта ниша. Если у вас есть базовые знания о транспорте или вы готовы потратить время на обучение, то начать бизнес можно с минимальными затратами, например, на собственной ГАЗели. По разным оценкам, именно так и работает 40-60% рынка. Важно правильно выбрать тип перевозок, налогообложение, составить подробный бизнес-план и грамотно подходить к вопросам приобретения транспорта и найма сотрудников.
Если вы ищете подрядчиков или заказчиков в сфере грузоперевозок прямо сейчас, вам поможет сервис Veresking. Это платформа, на которой заказчики могут размещать заказы, а исполнители — предлагать услуги. Исполнителя или заказчика здесь можно найти за пару минут, сразу после регистрации.