Горнозаводское дело в Сибири подарило миру десятки выдающихся имён. Среди них особое место занимает Пётр Козьмич Фролов. Его деятельность и новаторство изучаются специалистами разных профессий и с разных точек зрения. Ведь Фролов был настоящим самородком. Внук крепостного, он достиг высот в карьере и стал жить в высших эшелонах власти благодаря своему блестящему уму и таланту.
Пётр Козьмич Фролов родился16 января 1775 года на Алтае, в Змеиногорской крепости. Его отец, Козьма Дмитриевич, учился в Екатеринбургской горнозаводской школе и построил конные водоподъёмники. Он изобрёл производительную золотопромывальную машину и в 1762 году был переведён на Змеиногорский рудник для строительства обогатительной фабрики.
Также Козьма Дмитриевич создал грандиозный гидросиловой каскад подземных сооружений, который механизировал откачку воды и подъём грузов из рудников.
Его изобретения не имели аналогов в России и за рубежом. В 1769 году он изобрёл первую пожарную машину, схематический чертеж которой долгое время экспонировался в советские годы на Выставке достижений народного хозяйства Алтайского края.
С 1781 года Козьма Дмитриевич управлял Змеиногорским рудником, а через девять лет стал начальником Колывано-Воскресенских заводов и рудников.
В декабре 1784 года Козьма Дмитриевич отправился в столицу с сыновьями Петром и Павлом. Петру должно было исполниться девять лет. Мальчики поступили в Горное училище, которое позже стало кадетским корпусом, а затем институтом.
Пётр Фролов окончил училище в 1793 году и вернулся на Алтай горным офицером. Служил на Змеиногорском руднике, затем на Гольцовском, Семёновском, Лазурьевском и восьмом рудниках.
В 1797 году Пётр перешёл на Сузунский завод, где занимался приёмкой руды и угля. Через год был отправлен на Нерчинские заводы, откуда отправлял свинец для алтайских заводов. Вернулся в 1801 году, когда его отец уже умер и был похоронен на Нагорном кладбище Барнаула.
На надгробном памятнике Козьме Дмитриевичу Фролову сын выбил эпитафию:
«Не вечно все! Прохожий сам тому свидетель. Нетленны лишь одни заслуги, добродетель. В знак сыновнего почтения соорудил сей памятник бергмейстер Фролов 1800 года».
Вернувшись из поездки в Забайкалье, Пётр Фролов стал заведовать Главной чертёжной. В это время он создал надёжные речные суда, изменил фарватер реки Иртыш и открыл там навигацию.
В 1809 году ему удалось построить чугунно-рельсовую дорогу на конной тяге длиной 1,8 км между Змеиногорским рудником и местным сереброплавильным заводом. Эта дорога стала первой в России и действовала почти 90 лет, облегчая труд рабочих.
В сентябре 1811 года Пётр Фролов получил должность начальника чертежной в Департаменте горных и соляных дел.
26 января 1817 года Пётр Козьмич был повышен Александром I до обер-берггауптмана V класса (горный чин между полковником и генерал-майором) и назначен начальником Колывано-Воскресенских заводов.
3 июня 1822 года Пётр Фролов стал томским гражданским губернатором, сохранив прежнюю должность начальника Колывано-Воскресенских заводов. Он успешно управлял губернией, проводил механизацию рудников и заводов, увеличивал производство железа, чугуна и свинца. В 1828 году была открыта первая золотая россыпь в Алтайских горах. Построены первые в Западной Сибири бумажная фабрика и типография, основаны метеорологическая и магнитная станции, шлифовальная фабрика с рисовальной школой при ней. По его инициативе в Барнауле началось строительство нового каменного госпиталя, училища с сиротским приютом, богадельни с церковью при ней, обелиска в честь 100-летия горного дела на Алтае.
В 1823 году Фролов основал первый краеведческий музей в Сибири, способствовал развитию библиотек и озеленению городов.
Фролов решительно боролся с коррупцией, воровством и злоупотреблениями на службе. Он проводил внезапные проверки местных властей, и к ответственности привлекались чиновники разных уровней. Семь земских управителей, председатель Салаирской комиссии и другие чиновники были осуждены. Про него тогда говорили:
«Не боюсь ни огня, ни меча, а боюсь Петра Козьмича».
С 11 января 1824 года Фролов занимал пост председателя совета Главного управления Западной Сибири в течение десяти месяцев, наблюдая за Томской, Тобольской и Омской областями.
Интересы Петра Козьмича были разносторонними. Он много занимался историей, увлекался археологией и этнографией. Собирал картинную галерею. Занимался градостроительством и добился того, что Барнаул в его времена обрел прямоугольную форму, расширил улицы. Его дом, построенный в 1829 году (в нем сейчас размещается городская администрация), до сих пор украшает центральную улицу города - проспект им. В.И. Ленина.
Петр Фролов был женат на штаб-офицерской дочери Марье Ивановне.
Петр Козьмич Фролов оставил Колывано-Воскресенский округ весной 1830 года в связи с передачей заводов в аренду Министерству финансов империи. Переехал в столицу, занимал различные должности в правительственном аппарате, был членом Временного совета по управлению вновь учрежденного Министерства государственных имуществ, которым некоторое время руководил непосредственно Николай I, получил чин тайного советника (приравнен к генерал-лейтенанту). Был сенатором, состоял членом различных комиссий.
Скончался Петр Козьмич в Петербурге и был погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Надпись на надгробии указывает, умер он 10 декабря 1839 года.
Одна из улиц города Барнаула названа в память Козьмы и Петра Фроловых.